афоризм история кладбище элит принадлежит
Тест по обществознанию Политическая элита и политическое лидерство 11 класс
Тест по обществознанию Политическая элита и политическое лидерство для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Проблемы социально-политической и духовной жизни. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 2 задания.
1. Одним из создателей теории элит является
1) Г. Маска
2) К. Каутский
3) Г. Куббель
4) Д. Дидро
2. Верны ли следующие суждения об элитах?
А. Слово «элита» английского происхождения, означающее в буквальном переводе «ячейка», «корпорация».
Б. В широком смысле под словом «элита» понимаются лучшие представители общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Термин «контрэлита» ввёл в научный оборот
1) В. Парето
2) В. Ленин
3) Б. Чичерин
4) К. Поппер
4. При определённых обстоятельствах соединение экономической и политической власти ведет к __________ правлению
1) коммунистическому
2) охлократическому
3) демократическому
4) олигархическому
5. Афоризм «История — кладбище элит» принадлежит
1) Платону
2) Б. Спинозе
3) Фоме Аквинскому
4) В. Парето
6. Оппозиционная по отношению к правящим слоям социальная группа, которая стремится получить власть, называется
1) элитой
2) маргиналами
3) контрэлитой
4) мизантропами
7. Стиль лидерства, при котором лидер не прислушивается к мнению группы, навязывая свое мнение, называется
1) тоталитарным
2) демократическим
3) авторитарным
4) либеральным
8. Стиль лидерства, при котором лидер ориентируется на мнение группы, а часть полномочий делегирует другим членам группы, называется
1) демократическим
2) авторитарным
3) харизматическим
4) либеральным
9. Лидера, одаренного особыми, специфическими качествами и способного оказывать эффективное влияние на других, называют
1) гениальным
2) синергетическим
3) харизматическим
4) реакционным
10. Термин «харизматическое лидерство» характерен для типологии лидерства, предложенной
1) Ф. Энгельсом
2) Н. Макиавелли
3) К. Каутским
4) М. Вебером
1. Вставьте пропущенное понятие.
Группа или совокупность групп, выделяющихся влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующих в принятии решений, связанных с воздействием на государственную власть, называется ___________ __________.
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют типы лидерства по М. Веберу.
Традиционное, легальное, харизматическое, интеллектуальное
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Найдите в приведённом ниже списке лидеров, которых можно назвать харизматическими, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наполеон
2) Николай II
3) У. Черчилль
4) Л.И. Брежнев
5) Г. Трумэн
6) В.И. Ленин
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Макс Вебер выделял три типа политического лидерства. Первый тип — традиционное лидерство — основано на традиции, которое предполагает __________(А) подчинённых в то, что __________(Б) законна, поскольку существовала всегда. Второй тип — легальное лидерство, согласно которому лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур, __________(В) и конкуренции. Третий тип — харизматическое лидерство, при котором харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры данного типа появляются в периоды __________(Г) и иных социальных катаклизмов. __________(Д) харизматического лидера основан на вере народа в его особый дар, его особые __________(Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) власть
2) вера
3) состязательность
4) способности
5) авторитет
6) застой
7) революция
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Теория элит в истории философии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.
2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1) «Задача лидера — настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы» (Н.С. Лесков).
2) «Я не боюсь армии львов, возглавляемых овцой, но я боюсь армии овец, возглавляемых львом» (А. Македонский).
Ответы на тест по обществознанию Политическая элита и политическое лидерство
Часть 1
1-1
2-2
3-1
4-4
5-4
6-3
7-3
8-1
9-3
10-4
Часть 2
1. политической элитой
2. интеллектуальное
3. 136
4. 213754
Тест с ответами: “Политическая элита”
1. К какому типу политических лидеров относится руководитель партии Г, который для получения парламентского большинства сумел создать коалицию из разных, на первый взгляд несовместимых, партий:
а) торговец +
б) слуга
в) пожарный
2. Губернатор Ярославской области относится к такой политической элите:
а) оппозиционной
б) региональной +
в) иностранной
3. Правильны ли представленные ниже суждения о гарантиях против деградации политической элиты:
1. К гарантиям против деградации политической элиты относятся демократические выборы.
2. К гарантиям против деградации политической элиты относится её закрытость для социальной мобильности.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба верны
г) нет верного ответа
4. Этот термин относятся к понятию «политическая элита»:
а) телевизионный комментатор +
б) высокий социальный статус
в) организаторские способности
5. Этот термин относятся к понятию «политическая элита»:
а) политическая власть
б) министр правительства
в) помощник известного политика +
6. Правильны ли представленные ниже суждения о политическом лидере:
1. Политический лидер — это объект исторического процесса.
2. Политический лидер — это «визитная карточка» тех сил, которые его выдвигают на ведущие позиции.
а) только 1
б) только 2 +
в) оба верны
г) нет верного ответа
7. Государство Г. возглавляет харизматический лидер. Какая черта свойственна данному типу политического лидерства:
а) лидерство основывается на привычке граждан к подчинению
б) лидерство осуществляется на основе законов, принятых современным демократическим обществом
в) лидер заряжает своей энергией окружающих +
8. Государство Г. возглавляет харизматический лидер. Какая черта свойственна данному типу политического лидерства:
а) граждане наделяют лидера исключительными, выдающимися качествами вождя +
б) лидерство основывается на привычке граждан к подчинению
в) лидерство основывается на традициях
9. Государство Г. возглавляет харизматический лидер. Какая черта свойственна данному типу политического лидерства:
а) лидерство основывается на традициях
б) лидерство осуществляется на основе законов, принятых современным демократическим обществом
в) лидера отличают риторические и коммуникативные способности, артистизм +
10. Причиной существования политической элиты как особой социальной группы не является:
а) неравенство способностей людей
б) психологические качества человека +
в) необходимость профессионального управления обществом
11. Лидер партии Д. выступил с политической программой. Таким образом он реализовал эту функцию:
а) ориентационную +
б) интеграционную
в) контролирующую
12. Правильны ли представленные ниже суждения о политическом лидерстве:
1. Традиционное и легальное лидерства присущи стабильным социальным структурам и приспособлены для решения «повседневных» задач.
2. Харизматическое лидерство с течением времени может обрести черты традиционного или легального.
а) только 1
б) только 2
в) оба верны +
г) нет верного ответа
13. Выберите правильное утверждение:
а) Политическая элита — это социальная группа, непосредственно участвующая в принятии важнейших политических решений. +
б) Термин «элита», начиная с XVII века, стал употребляться для обозначения низов общества.
в) До начала XXI века термин «элита» не применялся в общественных науках.
14. Выберите правильное утверждение:
а) Существующие теории элит не дают ответа на многие практические вопросы, связанные с формированием правящего слоя. +
б) Термин «элита», начиная с XVII века, стал употребляться для обозначения низов общества.
в) До начала XXI века термин «элита» не применялся в общественных науках.
15. К политической элите не относится эта черта:
а) низкий социальный статус +
б) непосредственное участие в осуществлении власти
в) организаторские способности
16. Лидер партии Д. проиграл президентские выборы и теперь он относится к политической элите:
а) демографической
б) оппозиционной +
в) региональной
17. Выступления лидера партии Л. отличаются эмоциональностью, люди воодушевляются, загораются идеями лидера, наделяют лидера сверхъестественными качествами. Какой это тип лидерства:
а) пожарный
б) торговец
в) харизматик +
18. Правильны ли представленные ниже суждения о формировании политической элиты:
1. Формирование политической элиты в традиционных политических системах осуществляется продвижением выходцев из любых общественных слоёв, благодаря высокой конкуренции и значимости их личных качеств.
2. Формирование политической элиты в демократических политических системах осуществляется узким кругом высших руководителей.
а) только 1
б) только 2
в) оба верны
г) нет верного ответа +
19. Правильны ли представленные ниже суждения о типах политического лидерства:
1. Харизматическое лидерство основано на вере народа в особые качества вождя.
2. Традиционное лидерство предполагает строгие процедуры избрания руководителя государства.
а) только 1 +
б) только 2
в) оба верны
г) нет верного ответа
20. Группа лиц, непосредственно и систематически влияющих на принятие политических решений:
а) экономическая элита
б) политическая элита +
в) информационная элита
21. Кто является одним из создателей теории элит:
а) Маска +
б) Дидро
в) Каутский
22. Правильны ли представленные ниже суждения об политических элитах:
1) Слово «элита» английского происхождения, означающее в буквальном переводе «ячейка», «корпорация».
2) В широком смысле под словом «элита» понимаются лучшие представители общества.
а) только 1
б) только 2 +
в) оба верны
г) нет верного ответа
23. Кто ввёл в научный оборот термин «контрэлита»:
а) Маска
б) Поппер
в) Парето +
24. При определённых обстоятельствах соединение экономической и политической власти ведет к такому правлению:
а) коммунистическому
б) олигархическому +
в) демократическому
25. Кому принадлежит афоризм «История – кладбище элит»:
а) Фоме Аквинскому
б) Спинозе
в) Парето +
26. Как называется оппозиционная по отношению к правящим слоям социальная группа, которая стремится получить власть:
а) мизантропы
б) контрэлита +
в) маргиналы
27. Какое название носит стиль лидерства, при котором лидер не прислушивается к мнению группы, навязывая свое мнение:
а) авторитарный +
б) демократический
в) тоталитарный
28. Какое название носит стиль лидерства, при котором лидер ориентируется на мнение группы, а часть полномочий делегирует другим членам группы:
а) либеральный
б) тоталитарный
в) демократический +
29. Как называют лидера, одаренного особыми, специфическими качествами и способного оказывать эффективное влияние на других:
а) харизматическим +
б) синергетическим
в) гениальным
30. Термин «харизматическое лидерство» характерен для типологии лидерства предложенной:
а) Каутским
б) Вебером +
в) Энгельсом
История – это кладбище элит
Павел Гуревич: cила философии – в мощи ее остережений
Павел Гуревич – специалист в сфере философской антропологии, современной западной философии, философии культуры, клинической психологии и психоанализа, трансперсональной психологии. Он – практикующий психоаналитик, исследователь нетрадиционных религий и культов. О технике антропологического анализа и трансгуманизме с Павлом ГУРЕВИЧЕМ побеседовал Алексей НИЛОГОВ.
– Павел Семенович, что вы можете сказать о современной русской философии? Каких наиболее авторитетных представителей можете назвать?
– Позволю себе выделить трех философов, которые, как мне кажется, внесли значительный вклад в обогащение русской философии, – Владимир Вениаминович Бибихин, Валерий Александрович Подорога и Григорий Соломонович Померанц. Когда десять лет назад скончался Бибихин, я решил написать некролог. Оказалось, что ни в одном справочнике о нем нет ни слова. Это был скромный человек, не входивший ни в какие советы, не сидевший в президиумах. Сейчас, после его кончины, издательства выпускают книгу за книгой, которые характеризуют его как выдающегося русского философа. Мы привыкли связывать с этим именем переводы работ Мартина Хайдеггера. Но ведь Владимир Бибихин в свое время был литературным секретарем Алексея Лосева. Он, как известно, в 1990-е годы издал свои беседы с этим великим мыслителем. Несомненно, Бибихин – яркий представитель лосевской школы. Именно ему мы обязаны тем, что читаем по-русски переводы философов-досократиков, основные богословские тексты Святого Григория Паламы, Боэция Дакийского, Николая Кузанского. Прекрасно помню 1990-е годы, когда опубликовали его статьи о русских мыслителях. Его анализ творчества Константина Леонтьева, Василия Розанова заслуживает самой высокой оценки. В 1990-е годы Владимир Бибихин издал сразу целую серию книг: «Язык философии», «Мир», «Новый Ренессанс», «Слово и событие» и «Узнай себя». В последней из этого списка работе он размышляет о работе Николая Бердяева «Судьба России». Бибихин отмечает, что бердяевское понятие «космической общественности» могло бы служить путеводной нитью в теме узнавания себя. Он подчеркивает, что наша мысль бьется в припадке и не выдерживает невыносимого вызова. Здесь же, в этой книге, об ужасе, в который оглядываются одинаково Гоголь и Достоевский, поразительная по своей глубине трактовка подвига Бориса и Глеба, который через жертвенность не раз спасал Россию. В книге «Другое начало» Владимир Вениаминович затронул вопросы почвы и культуры, российского византизма, безотцовщины и возвращения отцов. Он сделал попытку разобрать непроясненную основу русской государственности, поставил проблему православия. Отдельные главы трактуют самобытность пушкинского поэтического мира, пушкинскую трактовку эпохи Петра I, отношение русской поэзии к деспотической власти. Бибихин обратил особое внимание на историософские анализы и пророчества Гоголя, Чаадаева, Леонтьева, Достоевского, Соловьева.
Книга Валерия Подороги «Мимезис», казалось бы, не связана напрямую с обычной исследовательской работой в области русской философии. Однако уже с середины 1980-х годов философ подбирается к тщательному анализу русской и советской художественной классики. Подорога пытается проверить, можно ли сколько-нибудь удачно применить технику антропологического анализа к явлениям литературы и искусства. К концу 1990-х годов, как отмечает сам Подорога, сформировалась цель – на материале одной из ведущих традиций русской литературы XIX–XX веков (Гоголь, Достоевский, Платонов, Белый, Хармс и Введенский), которую он определил как другую, или экспериментальную, отделяя от так называемой придворно-дворянской, или классицистской литературы, литературы образца, проследить становление идеи произведения (литературного). Речь идет о конфликте между двумя доминирующими формами мимезиса (а если шире, то двумя видениями мира). Характерно, что Подорога не ставит под сомнение эффективность тех методов исследования, которые использовались прежде. Однако нельзя не отметить существенный вклад в феноменологию русской философии, который осуществлен Валерием Подорогой. Он показал, что антропологический подход позволил обнаружить следы порядка там, где как будто утверждался хаос и беспорядок. Философ, в частности, показал, что ни сатира Просвещения, ни мягкая и умная ирония немецких романтиков, их философичная рефлексивность несопоставимы с гоголевской доктриной «всеобщего смеха». Таких глубинных открытий в книге «Мимезис» полно.
Григорий Померанц определял свое творчество как религиозную философию, философию всеединства. Хотя он был автором диссертации о Достоевском, изъятой в свое время органами власти, стиль его исследований далек от привычного академизма. Частности не привлекали его внимания. Он полагал, что это сфера науки. Философия же – цельное знание. Поэтому, стремясь к завершенности, Померанц писал о двух моделях познания, о трех уровнях бытия. Но полное знание нелегко выразить в форме рациональной рефлексии. Поэтому он чаще всего пишет эссе, тяготеет к мифо-поэтической структуре своих работ. Достоевский как писатель и философ был спутником Померанца на протяжении многих десятилетий. Григорий Соломонович отмечал, что воображение Достоевского непременно переселялось в мучителя и жертву, и этот страшный мир художника был невыносим. То, что мучило Достоевского, позже было поименовано научно – амбивалентность человеческих чувств. Но писатель путем наития нашел пример чистого добра и воплотил его в князе Мышкине. У нас много специалистов по Достоевскому. Но в монографии Померанца «Открытость бездне. Встречи с Достоевским» внутренний свет пробивается сквозь точки безумия героя Достоевского. В колебаниях между «идеалом Мадонны» и «идеалом содомским» обнажается внутренний строй единого ненаписанного романа.
– Как вы считаете, достаточно ли у современной философии интеллектуальных сил для влияния на умы элит?
– Считаю, что философия сегодня обладает внушительной силой, влияющей на общественное сознание. Но вот ее возможности диалога с элитой ничтожны. Мне кажется, что даже фундаментальная идея веберианской социологии о том, что общественная динамика обеспечивается элитой, теряет свое значение. Во-первых, о мысли Вильфредо Парето, который считал, что история – это кладбище элит. Современная элита – практически несменяема. Новая элита не рождается путем назначения. Классики социологии (Вильфредо Парето, Карл Манхейм, Макс Вебер) рассматривали появление новой элиты как чрезвычайно сложный и противоречивый глубинный социальный процесс. Как-то неловко снова разъяснять, одним из самых мощнейших факторов общественного развития является мобильность, сменяемость элит. «Декаданс» элиты, – писал Парето, – находится в прямой зависимости от социальной мобильности, в которой она нуждается для своего обновления. Устойчивость социального свойства имеет в случае элиты тенденцию к ослаблению». Но можно ли называть элитой хунты или олигархические кланы? От элиты зависит уровень компетентности, социальной ответственности. Но сегодня экспертное знание не востребовано. Решения принимаются исходя из политической целесообразности. Можно провести различие между правящей кликой и профессиональной элитой, которая выключена из процесса принятия решений. Говоря об элите, некоторые современные исследователи называют ее «социальной средой». Разумеется, это абсолютно неверно, поскольку искажает самый смысл понятия. Недавно власть продемонстрировала готовность к консервативному курсу, к возрождению утраченных ценностей. Но можно ли реализовать этот курс, выхватив из обширного наследия Бердяева изолированную мысль о ценности консерватизма? Русский мыслитель толкует не просто о консерватизме, а о двух совершенно разных его вариантах. Политический курс, лишенный мировоззренческой оснастки, превращается в смену лозунгов. Когда современная власть призывает возродить идеологию, она менее всего рассчитывает на ученые умы. В идеологии она скорее всего усматривает возможность укрепления власти, поддержания единомыслия, порядка. Но, разумеется, в моих словах нет идеализации современной гуманитарной элиты. Нетрудно представить, что общий призыв к идеологизации масс при всех благих и оправданных намерениях может обернуться черносотенными или неоязыческими манифестациями, религиозным фанатизмом, идейной неразборчивостью. «Развязывание» языков и инспирация умов неоднократно приводили к расшатыванию власти, к идейному разброду.
– Разделяете ли вы современную философию трансгуманизма? Какие опасности влечет за собой увлечение философемой «смерти человека»?
– Не разделяю. Само представление о том, что в нынешней философии есть традиционалисты и инновационисты, считаю ошибочным. Предполагается, что все многообразие философских позиций можно свести к этой контроверзе. Это непозволительно. Сам сюжет о радикальном преображении человеческой природы является расхожим для философии. В мистической духовной традиции речь шла о радикальном изменении человека как особого рода сущего. Отмечалась пластичность человеческой природы, выявлялись возможности его возвышения. Мисты даже полагали, что человек приговорен к преображению. Ему не избежать этой участи. Но при этом речь шла о духовном просветлении человека, об устремлении к истоку человеческого существования. Этот процесс мыслился как акт нравственного напряжения, предельной духовной концентрации. Другой путь к подъему до уровня божественного просто не трактовался. Даже освобождение от грешной плоти представлялось не как событие внешнего воздействия, а как наведение мостов между земным и небесным. Но в современном трансгуманизме во главу угла ставится не духовность, а комфортность человеческого существования, его отпадение от божественной природы. Трансгуманизм – это не философия, а технологический проект. Для обоснования своей правомочности как философской идеи трансгуманисты используют материал, который по своему смыслу расходится с самим проектом. Сила философии – в мощи ее остережений. Весь опыт философской рефлексии учит: не все, что возможно, должно быть воплощено.
Тест с ответами на тему: “Политическая элита”
1. Какая черта не относится к политической элите:
а) низкий социальный статус +
б) непосредственное участие в осуществлении власти
в) организаторские способности
2. Формирование политической элиты в традиционных политических системах осуществляется продвижением выходцев из любых общественных слоёв, благодаря высокой конкуренции и значимости их личных качеств, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти
3. Выступления лидера партии Л. отличаются эмоциональностью, люди воодушевляются, загораются идеями лидера, наделяют лидера сверхъестественными качествами. Какой это тип лидерства:
а) пожарный
б) торговец
в) харизматик +
4. Формирование политической элиты в демократических политических системах осуществляется узким кругом высших руководителей, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти
5. Харизматическое лидерство основано на вере народа в особые качества вождя, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти
6. Группа лиц, непосредственно и систематически влияющих на принятие политических решений:
а) экономическая элита
б) политическая элита +
в) информационная элита
7. Кто является одним из создателей теории элит:
а) Маска +
б) Дидро
в) Каутский
8. В широком смысле под словом «элита» понимаются лучшие представители общества.
а) нет
б) да +
в) отчасти
9. Кто ввёл в научный оборот термин «контрэлита»:
а) Маска
б) Поппер
в) Парето +
10. К какому правлению, при определённых обстоятельствах приведет соединение экономической и политической власти:
а) коммунистическому
б) олигархическому +
в) демократическому
11. Афоризм «История – кладбище элит», принадлежит этому человеку:
а) Фоме Аквинскому
б) Спинозе
в) Парето +
12. Оппозиционная по отношению к правящим слоям социальная группа, которая стремится получить власть, называется:
а) мизантропы
б) контрэлита +
в) маргиналы
13. Стиль лидерства, при котором лидер не прислушивается к мнению группы, навязывая свое мнение, носит название:
а) авторитарный +
б) демократический
в) тоталитарный
14. Стиль лидерства, при котором лидер ориентируется на мнение группы, а часть полномочий делегирует другим членам группы, носит название:
а) либеральный
б) тоталитарный
в) демократический +
15. Лидера, одаренного особыми, специфическими качествами и способного оказывать эффективное влияние на других, называют:
а) харизматическим +
б) синергетическим
в) гениальным
16. Термин «харизматическое лидерство» характерен для типологии лидерства, предложенной этим человеком:
а) Каутским
б) Вебером +
в) Энгельсом
17. Традиционное лидерство предполагает строгие процедуры избрания руководителя государства, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти
18. Слово «элита» английского происхождения, означающее в буквальном переводе «ячейка», «корпорация», так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти
19. К гарантиям против деградации политической элиты относится её закрытость для социальной мобильности, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти
20. Этот термин относятся к понятию «политическая элита»:
а) телевизионный комментатор +
б) высокий социальный статус
в) организаторские способности
21. Этот термин относятся к понятию «политическая элита»:
а) политическая власть
б) министр правительства
в) помощник известного политика +
22. Политический лидер — это «визитная карточка» тех сил, которые его выдвигают на ведущие позиции, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти
23. К гарантиям против деградации политической элиты относятся демократические выборы, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +
24. Политический лидер — это объект исторического процесса, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти
25. Традиционное и легальное лидерства присущи стабильным социальным структурам и приспособлены для решения «повседневных» задач, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +
26. Что не является причиной существования политической элиты как особой социальной группы:
а) неравенство способностей людей
б) психологические качества человека +
в) необходимость профессионального управления обществом
27. Лидер партии С. выступил с политической программой. Таким образом он реализовал эту функцию:
а) ориентационную +
б) интеграционную
в) контролирующую
28. Харизматическое лидерство с течением времени может обрести черты традиционного или легального, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +
29. Необходимо выбрать верное утверждение:
а) Политическая элита — это социальная группа, непосредственно участвующая в принятии важнейших политических решений. +
б) Термин «элита», начиная с XVII века, стал употребляться для обозначения низов общества.
в) До начала XXI века термин «элита» не применялся в общественных науках.
30. Необходимо выбрать верное утверждение:
а) Существующие теории элит не дают ответа на многие практические вопросы, связанные с формированием правящего слоя. +
б) Термин «элита», начиная с XVII века, стал употребляться для обозначения низов общества.
в) До начала XXI века термин «элита» не применялся в общественных науках.