адмирал кузнецов биография семья
«Превратил флот в мощную, самостоятельную силу»: как складывалась судьба адмирала Николая Кузнецова
Будущий руководитель советских военно-морских сил Николай Кузнецов родился 24 июля 1904 года в деревне Медведки (ныне — Котласский район Архангельской области) в семье крестьян. Когда Николаю было всего десять, от туберкулёза умер его отец. Из-за тяжёлого материального положения семьи мальчику пришлось пойти в люди. Он устроился посудомойщиком в котласскую чайную, хозяин которой всячески его унижал и заставлял делать самую грязную работу. К счастью, этот период продлился недолго — вскоре Николая забрал его дядя, купец и владелец буксира. Он перевёз мальчика в Архангельск, поселил у себя и помог устроиться рассыльным в Управление работ по улучшению Архангельского порта.
Николай Кузнецов с детства мечтал о море. Когда ему было всего 15, он, приписав себе два года, пошёл служить в Северодвинскую флотилию, а после её расформирования служил в Архангельском флотском экипаже и учился в подготовительной морской школе. С 1923 по 1926 год Кузнецов проходил обучение в Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, которое окончил с отличием. Вместе с другими курсантами будущий адмирал добровольно участвовал в восстановлении кораблей, требующих ремонта после боёв Первой мировой и Гражданской. Одновременно самостоятельно изучал иностранные языки.
Морская закалка
Николая Кузнецова отправили служить на Черноморский флот, на новый крейсер «Червона Украина». За три года молодой офицер прошёл путь от командира батареи до старшего вахтенного начальника и получил направление в Военно-морскую академию.
В 1932 году, после выпуска из академии, служившей кузницей командных кадров флота, Кузнецов был назначен старпомом на крейсер «Красный Кавказ». А всего через год уже принял под своё командование «Червону Украину». На родном крейсере Кузнецов разработал систему боеготовности одиночного корабля, которая в дальнейшем была принята на всех флотах Советского Союза. Командир вместе с командой прорабатывал методы экстренного прогрева турбин, стрельбы при максимальной скорости движения, использования авиации для корректировки огня. «Крейсер «Червона Украина» вышел на первое место среди кораблей Морских сил СССР», — пишет в своей книге «Адмирал Кузнецов» историк Владимир Булатов.
В августе 1936 года Кузнецов был направлен в Испанию в качестве военно-морского атташе, главного военно-морского советника и руководителя советских моряков-добровольцев. Он не только помогал законному правительству Испании при планировании боевых операций, но и отвечал за приём доставленной из СССР по морю военной техники, а также переправлял в Советский Союз испанских детей-сирот, потерявших родителей на войне.
В 1937 году Кузнецов вернулся в СССР и был награждён двумя орденами — Ленина и Красного Знамени. После Испании его сразу назначили на должность заместителя командующего Тихоокеанским флотом. Он не успел даже принять дела, как получил новое назначение — теперь уже на пост командующего. Его начальника, флагмана 1-го ранга Григория Киреева, в январе 1938 года вызвали в Москву и арестовали.
Оказавшись на новой должности в разгар Большого террора, Кузнецов быстро испортил отношения с ежовскими кадрами в местном НКВД, отказавшись выдавать им для расправы своих подчинённых. Но, несмотря на это, репрессии обошли его стороной, а Тихоокеанский флот сохранил свой военный потенциал.
В ходе боёв в районе озера Хасан морские силы под командованием Кузнецова оказывали поддержку советским сухопутным войскам. Когда сильные дожди размыли дороги, блокировав снабжение войск, Кузнецов мобилизовал сотни рыболовецких судов для подвоза на передовую подкреплений, боеприпасов и техники.
Военно-морской нарком
В заместителях наркома Кузнецов проходил недолго. В апреле 1939 года на заседании Политбюро, посвящённом перспективам развития Тихоокеанского региона, было принято решение доверить ему руководство Народным комиссариатом Военно-морского флота СССР. 34-летний Кузнецов стал самым молодым в стране наркомом.
Под руководством Николая Кузнецова быстро началась реализация масштабных кораблестроительных проектов, развивались базы флота, учения стали не сезонными, а круглогодичными, их частота увеличилась. По его указанию разрабатывались инструкции по приведению сил ВМФ в боевую готовность, развивалась система военно-морского образования.
Кроме того, были созданы морские спецшколы (прообраз Нахимовских училищ) и водолазное спецподразделение РОН (Рота особого назначения). Ощущая приближение войны, Кузнецов большое внимание уделял укреплению береговой и противовоздушной обороны флота, активизации разведки.
«В июне 1941 года, объективно оценивая военно-политическую обстановку, Николай Кузнецов приказал повысить боевую готовность флотов. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою. Вечером перед началом войны они перешли на высшую степень готовности», — рассказал в беседе с RT методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Кузьмин.
По его словам, Кузнецов фактически первым из центрального руководства СССР узнал о начале войны.
«Около трёх часов ночи немцы произвели бомбардировку Севастополя, и командование Черноморского флота доложило об этом Кузнецову. Он, в свою очередь, доложил наркому обороны Тимошенко и секретарю ЦК Маленкову, а потом, не дожидаясь санкции сверху, отдал приказ выставлять минные заграждения. В пять утра нарком под свою ответственность передал флотам сообщение о нападении Германии на СССР и приказал отражать агрессию силой оружия», — отметил Кузьмин.
По словам историка, в том, что советские войска существенно замедлили продвижение гитлеровских войск в Прибалтике и на юге Украины, — большая заслуга флота и Кузнецова лично. «Моряки героически обороняли Одессу и Севастополь, заблокировали прорыв немцев с моря на Кавказ. Если бы не артиллерия Балтийского флота, то и Ленинград с большой долей вероятности удержать не удалось бы», — уверен Юрий Кнутов.
«Колоссальную роль сыграли советские военные моряки в обеспечении процесса снабжения СССР по ленд-лизу. Кроме того, они умело действовали на реках и озёрах в 1943—1945 годах, мастерски блокируя гитлеровские войска и рассекая их. Отдельно следует отметить их заслуги в ходе освобождения Крыма», — рассказал Кнутов.
А после разгрома нацистов флот под командованием Кузнецова сыграл значительную роль в победе над милитаристской Японией.
«Он был на своём месте»
В 1944 году Кузнецову было присвоено звание адмирала флота, которое приравнивалось к генералу армии. А в мае 1945 года это звание было приравнено уже к маршалу Советского Союза (с вручением маршальской звезды). 14 сентября 1945 года Кузнецов был награждён звездой Героя Советского Союза.
Однако в 1946 году наркомат ВМФ был упразднён, а флот переподчинён Народному комиссариату Вооружённых сил. Адмирал занял пост главнокомандующего морскими силами и заместителя наркома.
«Кузнецов никогда не стеснялся высказывать своё мнение на самом высоком уровне, в том числе и Сталину. Тому это не всегда нравилось, и после войны адмирал оказался в опале», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.
Вскоре на флоте возник скандал, связанный с несанкционированной передачей союзникам во время войны технических данных, формально являвшихся секретными. Кузнецов и группа адмиралов судом чести были признаны виновными, и их дело передали в Военную коллегию Верховного суда СССР. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве. В итоге Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. Однако по рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы.
После суда он был понижен не только в звании, но и в должности — занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза. Правда, его должность теперь называлась так: военно-морской министр СССР.
В 1953 году Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — адмирал флота Советского Союза. Отдельное флотское министерство снова ликвидировали, и адмирал занял должность первого заместителя министра обороны — главкома ВМФ.
Однако пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущёв верил в будущее ракет, а развитие надводного флота и морской авиации считал бесперспективным. Предлагаемые Кузнецовым проекты строительства авианосцев и крейсеров его раздражали. Кроме того, у адмирала были плохие отношения с министром обороны Николаем Булганиным. Последний, по словам Владимира Булатова, рассказал Георгию Жукову, что Кузнецов якобы выступал против его продвижения по службе.
В 1955 году находящегося на больничном адмирала обвинили в том, что по его вине в Севастополе взорвался линкор «Новороссийск», и сначала сняли с должности, а затем понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Без льгот и персональной пенсии Кузнецов оказался стеснён в средствах — в эти годы его поддерживала писательская и переводческая деятельность. Новый генсек Леонид Брежнев назвал Кузнецова выдающимся военачальником, но полностью его доброе имя так и не восстановил.
6 декабря 1974 года Николай Кузнецов ушёл из жизни. Только посмертно, в 1988 году его восстановили в звании адмирала флота Советского Союза.
По мнению Юрия Кнутова, успехи советских военно-морских сил в середине ХХ века — во многом личная заслуга Кузнецова.
«Флотский характер был у него в крови, и офицеров он себе под стать подбирал. Много внимания уделял поднятию боевого духа», — считает эксперт.
«Николай Кузнецов — один из величайших советских руководителей флота, талантливый военно-морской администратор. Он превратил флот в мощную, самостоятельную военную силу. Во время Великой Отечественной войны он был на своём месте», — заявил Константин Стрельбицкий.
Кузнецов, Николай Герасимович
Годы жизни | 1904 — 1974 |
Место рождения | деревня Медведки, Архангельская область, Россия |
Гражданство | Российская империя,СССР |
Годы службы | 1919—1956 |
Содержание
Биография
Начало карьеры
С 1920 года направлен на учебу в подготовительную школу при Военно-морском училище им. Фрунзе, в 1922 году окончил ее и зачислен в само училище. Окончил его с отличием в 1926 году.Член ВКП(б)КПСС с 1925 года.
Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина», первый из построенных в СССР крейсеров.Занимал должности командира батареи, командир роты, старшего вахтенного начальника.
В 1929-1932 годах Н. Г. Кузнецов являлся слушателем Военно-морской академии, которую также окончил с отличием. В 1932-1933 годах был старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ (1916)». С ноября 1933 по август 1936 командовал крейсером «Червона Украина».
В августе 1936 года откомандирован на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником республиканского правительства (принял псевдоним дон Николас Лепанто, в честь самой великой морской победы Испании). Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. За успешную деятельность в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
С августа 1937 года — капитан 1-го ранга и заместитель командующего,а с января 1938 года по март 1939 года — командующий Тихоокеанским флотом. 2 февраля 1938 года присвоено очередное воинское звание флагман 2-го ранга. Силы флота под командованием Кузнецова поддерживали действия сухопутных сил во время боёв у озера Хасан.
29 апреля 1939 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР. На этом посту ему удалось внести большой вклад в укрепление флота перед Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. Под руководством Н. Г. Кузнецова был проведен ряд крупных учений. Он лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ), а также нескольких высших военно-морских учебных заведений.За свои заслуги при введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала.
Великая Отечественная война
К середине июня 1941 года взаимоотношения с Германией все более обострялись. Оценив сложившуюся обстановку, Н.Г. Кузнецов принял решение своим приказом повысить боевую готовность флотов. Адмирал Кузнецов, рискуя даже не карьерой, а головой, в эти дни своим приказом перевел все флота на боевую готовность № 2, приказал базам и соединениям рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом, запретить увольнение личного состава из частей и с кораблей. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою и походу.
Вот что писал о начальном периоде войны Н.Г. Кузнецов: «Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление… Из-за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах». И вот ещё: «Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут»
Адмирал являлся членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. В 1944 году Н. Г. Кузнецову было присвоено воинское звание адмирал флота. 25 мая 1945 года это звание было приравнено к званию Маршала Советского Союза и введены погоны маршальского типа. В 1945 году Н. Г. Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Послевоенные взлеты и падения
Наркомат ВМФ был разделен, а Н. Г. Кузнецов снят с должности. Затем ему пришлось испытать позорный «суд чести адмиралов» и суд Верховной коллегии Верховного суда СССР. Во время устроенного судилища Николай Герасимович всеми силами защищал прежде всего не себя, а своих подчиненных — адмиралов Л. М. Галлера, В. А. Алафузова и вице-адмирала Г. А. Степанова, показав всем яркий пример смелости и гражданского мужества. К сожалению, честь и достоинство оказались тогда бессильными перед ложью и подлостью. Его не посмели посадить в тюрьму, но он был снят с работы и разжалован до контр-адмирала. С 1948 по 1951 год Н. Г. Кузнецов служил в Хабаровске заместителем главкома войск Дальнего Востока по военно-морским силам, а затем — командующим Тихоокеанским (5-м) флотом.
Руководить столь сложным организмом, как Военно-морской флот, дано не каждому. Говорят, что незаменимых людей нет. Однако бывают исключения… Летом 1951 года Сталин возвращает запомнившего «урок» Кузнецова на работу в Москву в качестве военно-морского министра. Адмирал вновь поднялся на «капитанский мостик» флота страны, когда были востребованы его широкий кругозор, государственный масштаб и эрудиция, знания, практический опыт, талант флотоводца, особые человеческие качества — уверенность в своих силах, независимость, твердость характера, простота и доступность.
После смерти И. В. Сталина Николай Герасимович был восстановлен в прежнем звании — Адмирал Флота Советского Союза — и с него,как и с его подчиненных, были полностью сняты все обвинения за отсутствием в «деле адмиралов» состава преступлений.
Однако у него быстро испортились отношения с министром обороны Г. К. Жуковым и новым генсеком Н.С. Хрущевым. В декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» сняли с должности (хотя в это время он находился в отпуске по болезни), а 17 февраля 1956 года он понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте».
На суше
Вклад адмирала Н. Г. Кузнецова в строительство, развитие и укрепление советского ВМФ, в подготовку и воспитание военно-морских кадров неоценим. Однако жизнь его в дальнейшем сложилась весьма драматически. Вновь последовала вопиющая по своей несправедливости опала. Кузнецов был лишен как должности, так и по праву заслуженного в годы Великой Отечественной войны высшего военно-морского звания — Адмирал Флота Советского Союза. В пятьдесят один год, в расцвете физических и душевных сил, он снова оказался в отставке «без права работать во флоте».
За 18 лет своей «опальной» жизни Н. Г. Кузнецов написал пять книг военных мемуаров, около 100 статей по военно-морской тематике и мемуарного жанра — о людях флота, вернув истории имена погибших и репрессированных. Николай Герасимович одним из первых сказал правду о причинах неготовности страны к войне и трагическом ее ходе в течение двух лет, призывая проанализировать ошибки и неудачи руководства Вооруженными силами для будущего. Одним словом, такого обширного историко-литературного наследия не оставил ни один советский военачальник и флотоводец XX века.
Восстановление имени
После отставки Жукова в 1957 году и Хрущёва в 1964 году группа ветеранов ВМФ неоднократно ходатайствовала перед правительством о том, чтобы Кузнецов был восстановлен в звании и устроен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны (что дало бы ему, помимо символических, и материальные преимущества). Тем не менее все эти инициативы наталкивались на противодействие главкома ВМФ, преемника Кузнецова, С. Г. Горшкова.
Даже посмертно Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года Кузнецов был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза. До этого 14 лет по воле его родственников на его могиле не значилось никакого воинского звания.
Награды
Увековечивание памяти
Во многих городах бывшего Советского Союза можно найти мемориальные доски дважды Адмиралу Советского Союза.
Образ в искусстве и медиа
Фильмы
Николай Герасимович Кузнецов в проектах Wargaming
Николай Герасимович Кузнецов как уникальный исторический командир присутствует в игре World of Warships.
Данный командир доступен для найма в июне 2019 года за 500 расчетных жетонов в Адмиралтействе в разделе «Победа. Часть 2». Николай Герасимович Кузнецов начисляется с 10 очками навыков со специализацией на крейсер I уровня «Орлан» нации СССР и имеет уникальные таланты и персонализацию.
Как исторический командир нации СССР Николай Герасимович Кузнецов присутствует также в игре World of Warships Legends.
Литература и источники информации
Ссылки
Галерея
Тяжёлый авианесущий крейсер Адмирал флота Советского Союза Кузнецов
Кузнецов (в центре) во время работы Крымской конференции.
Командующий Тихоокеанским флотом флагман 2 ранга. 1938 г.
Памятник Кузнецову в Москве
Видео
Адмирал Кузнецов: биография, награды, память. Николай Герасимович Кузнецов
Ранние годы
Рассказывать биографию адмирала Кузнецова нужно с 1904 года, когда он появился на свет в деревне Медведки Вологодской губернии. Сегодня это населенный пункт на территории Котласского района, который сейчас относится к Архангельской области.
Его отец был казенным крестьянином. Его звали Герасим Федорович.
Уже в 13 лет герой нашей статьи начал трудиться на должности рассыльного в местном порту.
В 1919 году стал матросом Северо-Двинской речной военной флотилии. Так началась его служба Родине, которой он оставался верен до своих самых последних дней. Известно, что изначально принимать мальчишку на службу не хотели, так как он был слишком мал. Тогда он просто приписал себе два года, чтобы преодолеть этот бюрократический препон. Примечательно, что ошибочный 1902 год рождения в биографии адмирала Кузнецова до сих пор можно встретить в отдельных источниках.
На службе
Служба на флоте полностью его поглотила. В годы Гражданской войны началась его военная карьера, которая в результате достигла неимоверных высот.
В 1921 году Кузнецов оказался в составе строевого флотского экипажа. Позже служил в Петрограде.
Было очевидно, что для продолжения своего поступательного движения по карьерной лестнице ему потребуется получить образование. Поэтому в 1923 году Николай поступает в военно-морское училище, которое носит имя маршала Фрунзе. Спустя три года он с отличием оканчивает данное заведение, став полноправным офицером.
Как одному из отличников курса, Николаю Герасимовичу Кузнецову предоставляется возможность самостоятельно выбрать, куда пойти дальше служить. Он останавливается на Черноморском флоте, который в то время показался ему одним из самых перспективных направлений.
Пожалуй, это было действительно так, потому что Кузнецов выбрал в качестве места для прохождения службы крейсер «Червона Украина». Это было уникальное судно, его особенность состояла в том, что оно было первым крейсером, построенным в Советском Союзе. Поэтому служить на нем считалось большой честью.
Поначалу Николай Герасимович Кузнецов был командиром батареи. Затем возглавлял роту, со временем стал старшим вахтенным начальником.
Около года служил в должности старшего помощника командира на крейсере «Красный Кавказ», а затем вернулся на судно «Червона Украина», но уже не простым офицером, а в качестве командира корабля. Им он руководил вплоть до 1936 года.
Известно, что за это время Кузнецову удалось довести до идеала боевую подготовку одного отдельно взятого судна.
Военный опыт
От теории и учений к практике пришлось перейти в 1936 году. Он был направлен на гражданскую войну на территории Испании. Во время этих боевых действий Кузнецов был главным советником республиканского правительства по военно-морским вопросам.
Во время гражданской войны Кузнецов непосредственно занимался организацией и руководством боевыми операциями республиканского флота, решал вопросы обеспечения приема транспортов с родины. Успешно вернувшись из опасной командировки, был награжден орденами Красного Знамени и Ленина.
В 1937 году получил повышение по службе. Кузнецову присвоили звание капитана первого ранга. С начала 1938-го до весны 1939 года в качестве командующего возглавлял Тихоокеанский флот. В этот период он получает звание флагмана второго ранга.
Корабли, входившие в состав Тихоокеанского флота, под управлением Кузнецова принимали участие в боях у озера Хасан. Они выполняли задачу по поддержке сухопутных сил.
После того как героя нашей статьи перевели с Дальнего Востока, он был направлен в Нарком Военно-Морского Флота, заняв пост заместителя народного комиссара.
Руководство Советским флотом
Важным моментом в биографии адмирала Кузнецова стал 1939 год, когда он фактически возглавил советский Военно-Морской Флот, заняв должность народного комиссара.
Это было неожиданное кадровое решение, так как офицеру на тот момент было всего 34 года. Неудивительно, что Кузнецов оказался самым молодым наркомом в стране. К тому же стал первым моряком на этой должности, так как до него Советским флотом руководили сотрудник органов госбезопасности Михаил Петрович Фриновский и армейский комиссар первого ранга Петр Александрович Смирнов.
Оба заработали плохую репутацию у подчиненных, так как стали организаторами массовых репрессий. Причем смена руководства неизменно происходила после казни предыдущего руководителя.
Современные историки называют именно Смирнова одним из главных организаторов репрессий в вооруженных силах. Он был инициатором и лично санкционировал аресты многих политработников и красных командиров.
В результате сам был арестован в июне 1938 года. Суд приговорил его к расстрелу за участие в фашистском заговоре. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.
На смену ему пришел Михаил Фриновский, также считающийся одним из организаторов «Большого террора». Наркомом Военно-Морского Флота он был назначен в сентябре, а уже в апреле 1939 года уволен со всех постов в связи с обвинениями в фашистском и троцкистском заговоре в НКВД. Он признался в преступлении и также был казнен. Примечательно, что Фриновский, в отличие от большинства жертв сталинских репрессий, не был реабилитирован.
Ставший наркомом вместо Фриновского, Кузнецов принялся наводить порядок в армии. Его заслуга заключается в укреплении флота перед войной, который был фактически обезглавлен в результате чисток чекистами. Николай Герасимович организовал несколько масштабных учений, лично посетил большое количество кораблей, решая кадровые и организационные вопросы.
На посту наркома ВМФ СССР был инициатором открытия морских спецшкол и училищ, которые работают и сегодня. Они известны как нахимовские училища.
Его усилиями была сохранена научно-педагогическая инженерная школа в Ленинграде. Более того, в нее вернули инженерный морской факультет. Научно-педагогическая инженерная школа в Николаевске была восстановлена как Военный инженерно-технический университет.
Под пристальным руководством адмирала разрабатывались и принимались корабельный и дисциплинарный уставы Военно-Морского Флота.
В июле 1939 года именно им было инициировано празднование Дня Военно-Морского Флота. Этот праздник сохранился до нашего времени. Его по-прежнему отмечают 24 июля.
Во время реформирования Советской армии в 1940 году среди высшего командного состава были введены адмиральское и генеральское звания. Так стал адмиралом флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов.
Понимая, что вскоре может начаться война, предпринимал все возможное, чтобы Советский флот встретил ее во всеоружии. Например, в 1941 году по его распоряжению была создана рота особого назначения, ставшая первым в Советском Союзе специальным водолазным подразделением.
Война с фашизмом
Когда войска Гитлера вторглись в пределы СССР, Военно-Морской Флот был готов сражаться с противником значительно лучше, чем буквально за несколько дней до этого. Кузнецову удалось усилить его боевую мощь, существенно повысить боеготовность сил и средств боевых судов.
Эти меры в срочном порядке были приняты незадолго до нападения Германии на СССР. В ту самую ночь на 22 июня был отдан приказ перейти в полную боевую готовность. Именно это решение героя нашей статьи позволило предотвратить значительные потери морской авиации и боевых кораблей.
В годы войны Николай Герасимович Кузнецов был назначен членом Ставки Верховного главнокомандующего. Регулярно бывал на фронте, выезжал на корабли, которые сражались на передовой, выполняли важные и ответственные боевые задачи. Сам контролировал процесс их подготовки.
Советский флот, подготовленный Кузнецовым, не допустил высадки немецкого десанта на Кавказ с моря, на которую очень рассчитывал Адольф Гитлер. В сопротивлении врагу неоценимую роль сыграл подводный флот и морская авиация.
Советские корабли на регулярной основе оказывали помощь союзникам, сопровождали суда, полученные по ленд-лизу. Особую роль сам Кузнецов всегда уделял морскому образованию.
В начале 1945 года стал членом Государственного комитета обороны, принимал участие в составе делегации Советского Союза, которая работала на Потсдамской и Крымской конференции.
После разгрома немецко-фашистских захватчиков его роль в общем успехе было сложно недооценивать. Звание Кузнецова было приравнено к маршальскому. Он получил погоны соответствующего типа.
За вклад в победу над фашизмом 14 сентября того же года ему присвоили звание Героя Советского Союза. Для Николая Герасимовича Кузнецова эта награда стала одной из важнейших в жизни.
Опала
Несмотря на успехи в годы войны, вскоре после ее окончания герой нашей статьи оказался в опале. Не помогли даже многочисленные награды Николая Герасимовича Кузнецова.
В феврале 1946 года Наркомат Военно-Морского Флота был распущен. Сталиным принято решение о включении ВМФ в состав Вооруженных сил Советского Союза. Кузнецов стал заместителем наркома, которого затем стали называть министром.
В начале 1947 года между адмиралом и генералиссимусом состоялся неприятный разговор, который выявил между ними многочисленные разногласия. Причиной была программа дальнейшего развития Военно-Морского Флота.
Результатом стало отстранение Кузнецова от командования. Его лишили высокопоставленной должности, назначив в руководство управлением военно-морскими учебными заведениями.
На этом его проблемы не закончились. Через несколько месяцев Николая Герасимовича отдали под так называемый Суд чести, организованный Министерством Вооруженных сил. Вместе с Кузнецовым к ответу призвали адмиралов Алафузова, Галлера и Степанова. Процесс вел маршал Говоров.
Их обвиняли в том, что в период с 1942 по 1944 год они, не имея на то разрешения властей, передали американцам и англичанам секретные чертежи, которые, в частности, включали в себя описания дистанционной гранаты, парашютной высотной торпеды, схемы управления стрельбой, артиллерийские системы, а также значительное количество морских карт, считавшихся секретными.
Постановлением Суда чести все четверо обвиняемых были признаны виновными в совершенном преступлении. Было решено обратиться к Совету министров, чтобы передать дело офицеров в Военную коллегию для дальнейшего рассмотрения.
В феврале 1948 года и Военная коллегия признала адмиралов виновными. Рассматривая дело Кузнецова, отдельно были отмечены его выдающиеся заслуги, только поэтому его было решено освободить от уголовного наказания. Ограничились ходатайством о разжаловании до контр-адмирала. Все остальные обвиняемые получили реальные сроки тюремного заключения.
Кузнецов, оказавшись в опале, не уходит в отставку. Его назначают заместителем главнокомандующего Военно-морскими силами на Дальнем Востоке. Затем он становится командующим Военно-Морским Флотом на Тихом океане.
В начале 1950-х годов Кузнецов постепенно начал восстанавливать свое положение в руководстве Советской армии. В начале 1951 года ему присвоили звание вице-адмирала, а в июле даже назначили военно-морским министром. На этом посту он оставался до 15 марта 1953 года.
13 мая, то есть через несколько месяцев после смерти Сталина, ему вернули звание адмирала. Тогда же ему объявили о снятии судимости.
Адмирал снова в немилости
Казалось, после смерти Сталина положение Кузнецова должно окончательно восстановиться. Поначалу все действительно так и было.
До 1955 года герой нашей статьи занимает пост первого заместителя министра обороны, являясь фактическим главнокомандующим Военно-Морским Флотом. В марте 1955 года его воинское звание вновь приравнивается к маршальскому, за которое полагается соответствующая звезда.
В этот период он уделяет повышенное внимание развитию авианосцев и технологическому перевооружению флота.
Однако и тут его вскоре ждет опала. На этот раз ему не удается выстроить отношения с министром обороны. Этот пост на тот момент занимает легендарный маршал Победы Георгий Константинович Жуков. Известно, что конфликты между ними случались еще до войны.
В декабре 1955 года Кузнецова снимают с должности. Формально его обвинили во взрыве, произошедшем на линкоре «Новороссийск», хотя сам адмирал в тот момент находился в отпуске по состоянию здоровья. Через два месяца его вновь понижают в звании до вице-адмирала и отправляют в отставку. Причем делают это с унизительной для офицера его уровня формулировкой «без права работать во флоте».
Мемуары
Оказавшись на вынужденной пенсии в 49 лет, адмирал берется за написание мемуаров. Николай Герасимович Кузнецов много пишет о Великой Отечественной войне, сталинских репрессиях. Правда, большинство этих трудов были изданы только после его смерти, когда в стране сменился режим.
В этих работах он обрушился с резкой критикой на вмешательство партии в военные дела, отмечая, что в СССР закон не правит государством, как это должно быть.
Многие отмечали, что, в отличие от большинства офицерских воспоминаний, мемуары Кузнецова были написаны ясным литературным языком, отличаются превосходным стилем.
При этом в официальной советской истории его роль в Победе над немецко-фашистскими захватчиками усиленно ретушировалась на протяжении многих лет. Власти не хотели признавать, какое значение имел для победы опальный адмирал.
После отставки Жукова и Хрущева инициативная группа ветеранов Военно-Морского Флота неоднократно обращалась в правительство с требованиями восстановить Кузнецова в звании. Его предлагали включить в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны, что позволило бы ему получить значительные материальные и символические преимущества. Всем этим инициативам отчаянно сопротивлялся новый командующий флотом Сергей Горшков.
Только в 1965 году, когда Брежнев во время празднования Дня Победы назвал Кузнецова в числе выдающихся советских военачальников, он постепенно начал возвращаться в общественную жизнь.
Все эти годы только благодаря поддержке семьи Николай Герасимович Кузнецов продолжал оставаться в строю. Несмотря на реабилитацию высшим руководством страны, воинского звания ему не возвращали.
В 1974 году в возрасте 70 лет скончался Николай Герасимович Кузнецов. Причину смерти официально не разглашали, было известно, что в последние годы он серьезно болел.
Восстановить его в звании не удавалось, пока оставался жив Горшков. Это было сделано только в 1988 году. Посмертно герою нашей статьи вернули звание адмирала флота.
Память
Память о Николае Герасимовиче Кузнецове хранят во многих городах России. Например, в Архангельске его именем названа улица. В 2010 году был установлен памятник адмиралу Кузнецову. Он расположен на центральной площади Архангельска. Офицер изображен в полный рост.
Памятники адмиралу Кузнецову есть и в некоторых других городах России. В Севастополе установлен бюст.
Крейсер
В 1987 году был спущен на воду авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Правда, в тот момент он назывался «Леонид Брежнев». В честь офицера его переименовали в 1990 году.
Корабль был возведен на судостроительном заводе, базирующемся на Черном море. В настоящее время авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проходит службу в частях Северного флота Российской Федерации.
Данное судно предназначено для защиты морских соединений от атаки со стороны вероятного противника, а также ведения боевых действий против надводных целей любого масштаба. Есть возможность использовать крейсер в качестве авианосца.
Корабль «Адмирал Кузнецов» рассчитан на обслуживание 24 вертолетов и 28 самолетов. Он на данный момент остается единственным кораблем подобного типа во всем мире, который в состоянии находиться в акватории Черного моря. Дело в том, что по Конвенции Монтре, принятой в 1936 году, запрещен проход авианосцев через проливы Дарданеллы и Босфор.
Судно оснащено радиолокационным, радиоэлектронным, ракетным и противолодочным вооружением, зенитной артиллерией. Предполагается размещение авиационной группы.
Разработчиками отмечается, что в неядерном конфликте крейсер может быть использован в качестве эффективного средства при поддержке десантных операций.
В 2017 году начались работы по модернизации судна на ремонтном заводе в Мурманске. К 2021 году здесь будет заменено оборудование и все котлы. После этого предполагается продлить срок службы судна на десять лет. Всего на модернизацию будет направлено 10 млрд рублей. При этом из-за нехватки финансирования не запланирован ремонт ракетного комплекса «Гранит».