а н арбузов краткая биография
Алексей Николаевич Арбузов
Арбузов Алексей Николаевич (1908 — 1986), драматург.
Родился 13 мая (26 н.с.) в Москве в образованной, интеллигентной семье. Самым сильным детским впечатлением ребенка было море, куда семья ездила каждый год отдыхать. Начало войны 1914 застало Арбузовых на Рижском взморье, и им срочно пришлось уезжать. Арбузовы переехали из Москвы в Петроград, где шестилетний Алеша приобщается к театру, слушает оперу, ходит в кинематограф. Учится в частной гимназии (1916). Революция 1917 помешала ему получить систематическое образование.
В 9 лет ему пришлось столкнуться с крушением прежней жизни, и он с жадностью впитывает новые впечатления. Наступают тяжелые дни: голод, цинга, тиф. В 11 лет остается один, попадает в колонию для трудновоспитуемых. Спасением для него стал театр. В Большом драматическом театре мальчику довелось увидеть спектакль Разбойники Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходящих на фронт. Со вступительным словом выступил. А.Блок. Впечатление было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар.
Его жизнь немного упорядочивается: он живет у своей тетки В. Савич. Школу посещать отказался, так и не получил среднего образования.
В 14 лет начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет попадает в драматическую студию, которой руководил П. Гайдебуров, блестящий актер и режиссер. Осенью, окончив студию, Арбузов поступает в труппу Гайдебурова. Весной 1928 уходит из театра, чтобы создать вместе с группой молодых актеров свой Цех экспериментальной драмы. После его распада принимает участие в организации театра на колесах (агитвагон), который ездит со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса Класс была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха. После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в театр Мейерхольда. Появляются новые друзья: В. Плучек, И. Шток и другие актеры и режиссеры. Весной 1932 он женился, у него появилась дочь.
Первая пьеса, которая была поставлена в Москве, Ленинграде и других городах и получила признание зрителей и критиков, была комедия Шестеро любимых (1935). В этом же году написана новая комедия Дальняя дорога. Арбузов всегда восхищался талантливой игрой актрисы театра Вахтангова Бабановой и пьесу Таня писал специально для нее. Таня была поставлена в 1939 Московским театром Революции и имела шумный успех. Ее ставили в 1960 — 70-е годы многие советские театры.
Премьера пьесы Город на заре состоялась 5 февраля 1941, но война помешала долгой жизни этого спектакля.
После войны Арбузов пишет комедию Встреча с юностью (1947), около пяти лет работает над драмой Годы странствий (1954). Арбузов становится одним из самых известных драматургов страны, чьи пьесы ставятся во многих театрах. Долгие годы совместного творчества связывали драматурга с театром им. Е. Вахтангова, в котором шли семь пьес Арбузова: Иркутская история, Двенадцатый час (1959), Потерянный сын (1961) и др. За границей начинают ставить пьесы А. Арбузова: в Лондоне — Счастливые дни несчастливого человека, Старомодную комедию, ее же ставят в Париже. 20 апреля 1986 Арбузов умер. Похоронен в Москве.
Арбузов Алексей Николаевич – известный российский драматург (1908 — 1986). Родился 13 мая 1908 г. в Москве семье интеллигентов. В детстве он любил отдыхать с семьей на море. Вначале войны в 1914 г. семья Арбузовых переехала из Москвы в Петроград, где началось приобщение Алексея к театру. С 1916 г. он начинает учиться в частной гимназии, однако революция 1917 г. помешала ее окончить и получить образование.
С 9 лет Алексею Арбузову пришлось столкнуться с проблемами взрослой жизни. В это время в стране наступает голод, и развиваются инфекционные болезни, такие как цинга и тиф. В 11 лет он остается без родителей и попадает в колонию для трудновоспитуемых детей. Спасением для него становится театр. Жизнь Арбузова начинает понемногу упорядочиваться. Он переезжает жить к своей тете В. Савич, но отказавшись посещать школу, так и не получает среднего образования. С 14 лет Алексей работает в Мариинском театре в профессии статиста. Спустя 2 года, когда ему исполнилось 16 лет, Арбузов попадает в драматическую студию. После окончания студии он поступает в труппу талантливого актера и режиссера Гайдебурова. В 1928 Арбузов покидает театр и создает свой собственный Цех экспериментальной драмы, в который входят молодые актеры. Затем он организовывает театр на колесах, гастролирующий по малым городам России. После провала в драматургической деятельности Арбузов поступает в московский театр Мейерхольда. В 1932 году Алексей Арбузов вступил в брак, и у него родилась дочь.
Пьесы Арбузова имели огромный успех, как в России, так и в других странах. 20 апреля 1986 года Арбузов умер и похоронен в Москве.
Алексей Арбузов
Биография
Советский драматург Алексей Арбузов ратовал за «простодушный театр». Он стремился, чтобы со сцены говорилось о человеке и человечности, что делало его пьесы душевными и близкими зрителю. Любовь к миру, оптимизм и стремление к счастливому финалу были принципами писателя, которые он реализовывал в жизни и творчестве.
Детство и юность
Алексей Николаевич родился 13 (26) мая 1908 года в Москве. Революция 1917-го не разрушила жизнь дворянской семьи Арбузовых, потому что они потерпели крах задолго до нее. Отец, ранее занимавший дипломатическую должность и служивший в банке, успел разориться и оставил жену с ребенком, вернувшись к первой супруге.
Мать, хоть и принадлежала к помещичьему сословию, капиталов не имела, а потому жить им с сыном приходилось впроголодь. Они переехали в Петроград, где 8-летний Алеша начал получать образование в гимназии, однако вскоре учебу пришлось оставить. Мать заболела и в 1919 году умерла, оставив мальчика сиротой. С тех пор начались скитания и жизнь бродяги, которая привела Арбузова в колонию для трудных подростков.
Однако судьба оказалась благосклонной к юноше и уберегла его от криминального мира, в обмен подарив влюбленность в театр. Впервые увидев спектакль новообразованного БДТ, Алексей загорелся лицедейством и стал буквально жить сценой. А еще юноша пытался учиться в театральном балетном училище, но из-за детских травм его танцевальные перспективы оказались неважными. В 14 лет он устроился статистом в «Мариинку», а позднее поступил учеником к Павлу Гайдебурову, руководившему Передвижным театром. Там Арбузов стал играть в пьесах, а в 20 лет принял решение уйти в самостоятельное плавание.
Личная жизнь
Личная жизнь драматурга складывалась бурно. Впервые он сильно влюбился еще в молодости, встретив актрису Лидию Мишину. Прожив вместе 4 года и покочевав вместе из труппы в труппу, они разбежались. А Арбузов полюбил Татьяну Алексеевну Евтееву, работавшую в Театре им. В. Мейерхольда. Чувствам не помешала разница в возрасте: женщина была старше Алексея на 5 лет. Они поженились, и в 1935 году родилась дочка Галя, впоследствии ставшая кинокритиком и сценаристом.
Однако этому браку пришел конец после встречи драматурга с Анной Богачевой. Молодая артистка из рабоче-крестьянской семьи очаровала мужчину живостью и талантом. Она стала жить с ним, несмотря на то, что консервативные родители осуждали выбор дочери. Им было трудно понять девушку, которая предпочла Зиновию Гердту и Исаю Кузнецову женатого мужчину с ребенком.
После женитьбы Анна родила двоих детей, Варвару и Кирилла. В семейном архиве сохранилось много совместных фото.
Оба наследника Арбузова связали жизнь с творчеством. Варя вышла замуж за режиссера Савву Кулиша и занялась продюсированием, а Кирилл сначала пробовал себя в актерском деле, а затем стал театроведом. Перу сына принадлежат две книги о биографии Алексея Николаевича — «Разговоры с отцом» и «Другая цивилизация».
Воспоминания чередуются здесь с дневниковыми записями и эссе, проливая свет на творческую мастерскую драматурга. Кирилл рассказывает, что в детстве приходилось терпеть строгость отца, который стремился вырастить из детей спартанцев, заставляя по утрам бегать и обливаться холодной водой. Также сын вспоминает, что злился на отца из-за его измен матери.
Прожив с Арбузовым 30 лет, жена устала терпеть его романы с актрисами, о которых знала вся страна, и подала на развод. Она также мучилась из-за собственной нереализованности, поскольку оставила карьеру ради семьи. Их дача в Переделкино, обустроенная ее руками, долгое время была гостеприимным домом для писателей, артистов, режиссеров и прочих творческих друзей. Дети поначалу держали обиду на отца, но в итоге смогли понять его артистическую «внесемейную» натуру и помирились с ним.
Творчество
В конце 1920-х годов Арбузов предпринял попытку организовать «Цех экспериментальной драмы» и разъезжал с единомышленниками по уездным городам в «агитвагонах». Репертуара артистам не хватало, а потому Алексей решил сам писать пьесы. Первые опыты не приносили успеха, а прорывом стала написанная в 1938 году «Таня», премьера которой состоялась в Театре Революции. С тех пор произведение ставили на сценах по всей стране, а автор стал востребованным театральным драматургом.
Вместе с Валентином Плучеком мужчина организовал студию, которая с началом Великой Отечественной войны стала фронтовым театром. Он продолжил пополнять библиографию новыми текстами, которые становились спектаклями и обретали экранизации, в их числе «Иркутская история», «Старомодная комедия», «Сказки Старого Арбата». Фильмография Арбузова насчитывает с десяток работ.
Пьесы Алексея Николаевича оказались близкими зрителю, который нуждался в утешении и сказке. Его нередко обвиняли в театральности и отрыве от социальных проблем, но автор продолжал гнуть свою линию и писать чуть наивные, сентиментальные истории, в центр которых ставились душевные переживания героев.
«Мой бедный Марат», «Жестокие игры», «Годы странствий» смотрят на человека любовно и стараются «объяснить, а не обвинить».
Этот светлый взгляд роднит с произведениями Арбузова зрителей любого возраста, пола и национальности. И сейчас, когда творчество многих советских авторов считается пережитком соцреализма, эти пьесы кажутся полными жизни и искренности.
Смерть
Драматург прожил 77 лет, в последние годы жизни испытывая проблемы со здоровьем, которые стали причиной смерти, наступившей 20 апреля 1986 года. Арбузов ушел, окруженный народной любовью и признанием. Его произведения становились фильмами и ставились как в советских театрах, так и за рубежом, за что в 1980-м автора удостоили Государственной премии СССР.
Незадолго до кончины мужчина еще намеревался посетить премьеру своей пьесы в Театре имени Моссовета. Уже понимая, что уходит, Алексей Николаевич завещал дочери сохранять семейные связи, прощать близких и не бросать их. И признался, что очень виноват перед ее матерью. Похоронили Арбузова на Кунцевском кладбище Москвы.
Мемория. Алексей Арбузов
26 мая 1908 года родился Алексей Арбузов, драматург.
Личное дело
Алексей Николаевич Арбузов (1908—1986) родился в Москве в дворянской семье. Отец Николай Кирович Арбузов некоторое время служил старшим драгоманом (переводчиком и переговорщиком) в русском посольстве в Константинополе. Мать — Надежда Владимировна де Мандражи, была гречанкой. В 1914 году семья переехала в Петроград, где отец занимался банковской деятельностью и впоследствии разорился.
В 1916 году Алексей поступил в гимназию, однако систематического образования так и не получил. Отец ушел из семьи, когда мальчику было 8 лет. Мать, пережив нервную депрессию, тяжело заболела. Впечатления детства, осложненного семейной драмой и душевной болезнью матери, оставили свой след в творчестве драматурга.
В 11 лет Алексей остался сиротой. Некоторое время бродяжничал, пока не попал в колонию для трудновоспитуемых. Из колонии его вытащила сестра матери Вера, которая в дальнейшем и занималась воспитанием племянника.
Весной 1928 года Арбузов покинул театр и вместе с группой молодых актёров организовал свой «Цех экспериментальной драмы». Потом участвовал в организации театра на колёсах (агитвагона), который ездил со спектаклями по малым городам России. Поскольку собственного драматурга театр не имел, Арбузов решил сам взяться за перо. Первая написанная им многоактная пьеса «Класс» была поставлена в Ленинграде, однако успеха не имела.
После провала спектакля Арбузов, «не собрав чемодана», сел на поезд и уехал в Москву к своей сводной сестре Зинаиде – дочери отца от первого брака. Поступил в Театр имени Мейерхольда. Вскоре стал заведующим литературным отделом Театра Пролеткульта, писал для него агитационные обозрения.
Постановка в Московском Художественном театре горьковского «Егора Булычова», по признанию Арбузова, побудила его расстаться с агиттеатром и «вернуться к психологии человека и его душе».
Первый успех пришел к Арбузову после создания лирической комедии «Шестеро любимых» (1934). Предназначенная для сельской самодеятельности, она — неожиданно для автора — была поставлена во многих театрах страны. За ней последовала комедия «Дальняя дорога» (1935) о юных строителях московского метро.
Первой по-настоящему успешной пьесой Алексея Арбузова стала «Таня», написанная в 1939 году и в том же году поставленная Андреем Лобановым в Театре Революции. В дальнейшем «Таня», как в первой, так и во второй редакции (1947 года), ставилась почти во всех театрах страны и принесла широкое признание автору.
В 1939 году Арбузов вместе с Валентином Плучеком организовал Московскую театральную студию, более известную как «Арбузовская студия», с целью создания современного спектакля коллективными усилиями творческой молодежи. То, что рождалось из импровизаций на репетициях, Арбузов обрабатывал и превращал в текст. Так появилась романтическая пьеса «Город на заре» (1940, новая ред.— 1957) об истории строительства молодого города в дальневосточной тайге — Комсомольска-на-Амуре.
С началом Великой Отечественной войны студия была преобразована во фронтовой театр и после окончания войны прекратила своё существование.
В годы войны Арбузов написал пьесы «Бессмертный» (совместно с А. Гладковым) и «Домик в Черкизове» (позже она стала называться «Домик на окраине»). Ее действие происходит в тылу, в Москве, на оборонном заводе, где девушки выпускают и ремонтируют танки.
Свою следующую пьесу «Встреча с юностью» Арбузов написал уже после войны. Она наполнена особой атмосферой конца сороковых годов, когда война закончилась, и, несмотря на все трудности, людей захлестывало чувство радости возвращения к мирной жизни.
В 1965 году написал пьесу «Мой бедный Марат» (или «Не бойся быть счастливым», перераб. в 1980), действие которой происходит во время блокады Ленинграда. Затем последовали пьесы «Ночная исповедь» (1967) и «Счастливые дни несчастливого человека» (1968).
В 1970 году были написаны «Сказки старого Арбата». В этой пьесе Арбузов вывел на сцену своего ровесника — шестидесятилетнего художника, создающего куклы. Любовь этого героя к двадцатилетней девушке и его отношения с сыном и другом автор использует для изложения философии старения и жизни.
В начале 1970-х годов был организатором студии-мастерской молодых драматургов. Поддержал в свое время начинающих А.Володина, А.Вампилова, Л.Петрушевскую и многих других литераторов.
Алексей Арбузов умер 20 апреля 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Чем знаменит
«Сказки старого Арбата» только в 1970—1973 годах были сыграны 1 827 раз. В 1982 году режиссёр Савва Кулиш по мотивам этой пьесы Арбузова снял художественный фильм «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» с Игорем Владимировым и Зиновием Гердтом в главных ролях.
Также пьесы Арбузова ставились на театральных сценах Англии, США, Канады, Франции, Германии, Бельгии, Японии, Индии, Скандинавских стран и стран Латинской Америки.
О чем надо знать
Порой драматурга Арбузова за глаза называли «сказочником», «утешителем» и даже «великим утешителем». Почти все его пьесы в той или иной мере можно назвать сказками или притчами. Современникам они зачастую представлялись наивными, излишне сентиментальными и далекими от жизни. За это творчество Арбузова подвергалось серьезной критике. Его упрекали в «театральщине», в пристрастии к «трогательным» и «жалостным» сценам.
Пьесы Арбузова утверждали права и значимость «личной» темы, заметно потесненной в соцреализме проблемами «социальными» и «производственными». Автору «Тани» приходилось выслушивать немало упреков в пристрастии к «камерности» и «сентиментальности». Несмотря на это, он сохранил интерес к сложной сфере человеческих чувств на протяжении всей своей творческой жизни.
Даже те немногие отрицательные герои, которые встречаются в его пьесах (Аграновский в «Городе на заре», Молодцов в «Потерянном сыне», Королевич из «Выбора», 1971), не дотягивают до уровня злодеев. Это связано с особенностями мироощущения писателя, воспринимавшего любого человека с «оптимистической предпосылкой» и потому сознательно избегавшего деления своих персонажей на «хороших» и «плохих». После «Тани» Арбузов видел свою задачу в том, чтобы не обвинять героя, а объяснять его.
Откликаясь на критику, однако, Арбузов в дальнейшем перерабатывал многие свои пьесы. Так, в «Тане», написанной в 1938 году, драматург показывает превращение влюблённой студентки во взрослую сознательную женщину-врача. Но в первом варианте пьесы образ взрослой Тани обладал недостаточной убедительностью, поэтому в 1947 году Арбузов переработал пьесу.
Также он в дальнейшем перерабатывал пьесы «Город на заре» (1940, новая ред.— 1957), «Домик на окраине» (1943, под загл. «Домик в Черкизове»; перераб. 1954), «Годы странствий» (1950, под загл. Ведерников, перераб. 1954 и 1980) «Мой бедный Марат» (или «Не бойся быть счастливым», 1965, перераб. 1980) и некоторые другие.
Прямая речь
О драматургии: «Самые интересные схватки, которые могут быть в пьесе, — это схватки героя с самим собой».
Сын драматурга Кирилл Арбузов о с детства проявившейся «театральности» отца: «Алексей Николаевич в детстве был большой выдумщик, мастер показывать всякие представления. Обладая недюжинным воображением, он как бы «проигрывал» все увиденное за день. То это было торжественное погребение разбившихся летчиков (неподалеку от арбузовской дачи близ Гатчины существовала летная школа), а то и просто выдуманные им самим мифические истории, которые он в лицах демонстрировал родителям. Однажды Ася, видимо, в порыве нахлынувших впечатлений бросился от переживаний на рельсы, и мать в ужасе едва успела оттащить не в меру расшалившегося сына прямо из-под колес набегавшего поезда».
6 фактов об Алексее Арбузове
Материалы об Алексее Арбузове
Арбузов, Алексей Николаевич
Содержание
Биография
Арбузов родился в Москве, в интеллигентной семье. В 1914 году семья переехала в Петроград, в 1916 начал учиться в гимназии, однако систематического образования не получил.
Революция 1917 года, голод и тяжёлая болезнь матери делают Алексея Николаевича сиротой в 11 лет. Мальчик вынужден бродяжничать и вскоре попадает в колонию для трудновоспитуемых.
Спасением для него стал театр. В Большом драматическом театре Арбузову довелось увидеть спектакль «Разбойники» Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходящих на фронт. Со вступительным словом выступил А. Блок. Впечатление было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар.
В 14 лет Алексей Арбузов начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет поступил в драматическую студию под руководством П. Гайдебурова, блестящего актёра и режиссёра, и по окончании обучения, был принят в труппу руководимого Гайдебуровым Передвижного театра. Весной 1928 года Арбузов покинул театр, чтобы создать вместе с группой молодых актёров свой «Цех экспериментальной драмы». После его распада принял участие в организации театра на колёсах (агитвагона), который ездил со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса «Класс» была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха.
Первой по-настоящему успешной пьесой Алексея Арбузова стала «Таня», написанная в 1939 году и в том же году поставленная Андреем Лобановым в Театре Революции, с Марией Бабановой в главной роли. В дальнейшем «Таня», как в первой редакции, так и во второй (1946 года), ставилась едва ли не во всех театрах страны и принесла широкое признание автору [3]
Лауреат Государственной премии СССР (1980, с формулировкой «за пьесы последних лет»). [1]
Пьесы
Сценарии к фильмам
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Арбузов, Алексей Николаевич» в других словарях:
Арбузов, Алексей Николаевич — Алексей Николаевич Арбузов. АРБУЗОВ Алексей Николаевич (1908 86), русский драматург. В пьесах “Таня” (1938), “Годы странствий” (1954), “Иркутская история” (1959), “Старомодная комедия” (1975), “Жестокие игры” (1978), “Победительница” (1983)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Арбузов Алексей Николаевич — [р. 13(26).5.1908, Москва], русский советский драматург. Окончил театральную школу в Ленинграде. Печатается с 1930. Автор пьес «Дальняя дорога» (1935), «Таня» (1939), «Город на заре» (1941, новая ред. 1957), «Домик на окраине» (1943), «Годы… … Большая советская энциклопедия
АРБУЗОВ Алексей Николаевич — (1908 86) российский драматург. В пьесах Таня (1938), Годы странствий (1954), Иркутская история (1959), Старомодная комедия (1975), Жестокие игры (1978), Победительница (1983) поднимал важные морально этические проблемы. Государственная премия… … Большой Энциклопедический словарь
АРБУЗОВ Алексей Николаевич — (26 мая 1908 1986), российский драматург. Литературную деятельность начал в 1923 году. Писал агитобозрения для театра малых форм Пролеткульта. Автор пьес «Класс» (1930), «Шестеро любимых» (1935), «Дальняя дорога» (1935), «Таня» (1939), «Город на… … Энциклопедия кино
Арбузов Алексей Николаевич — (1908 1986), русский драматург. В пьесах «Таня» (1938), «Годы странствий» (1954), «Иркутская история» (1959), «Старомодная комедия» (1975), «Жестокие игры» (1978), «Победительница» (1983) острые морально этические проблемы, неординарные… … Энциклопедический словарь
Арбузов, Алексей Николаевич — Род. 1908, ум. 1986. Советский драматург (пьесы «Таня» (1938), «Годы странствий» (1954), «Иркутская история» (1959), «Старомодная комедия» (1975), «Жестокие игры» (1978),… … Большая биографическая энциклопедия
АРБУЗОВ Алексей Николаевич — (19081986), русский советский драматург. Пьесы «Шестеро любимых», «Дальняя дорога» (обе 1935), «Таня» (1938), «Город на заре» (пост. 1941; нов. ред. 1957), «Домик на окраине» (1943), «Встреча с юностью» (1948), «Европейская хроника»… … Литературный энциклопедический словарь
АРБУЗОВ Алексей Николаевич — А. Н. Арбузов … Энциклопедия Кольера
Арбузов, Алексей — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Арбузов. Арбузов, Алексей Николаевич (1908 1986) советский драматург. Арбузов, Алексей Фёдорович (1792 1861) русский генерал, участник войн против Наполеона, командир лейб… … Википедия
Биография Алексея Арбузова
Алексей Николаевич Арбузов родился 13 (26) мая 1908 года в Москве в семье коммерсанта, выходца из дворян. Детские и юношеские годы Арбузова прошли в Петрограде, в обстановке разлада между родителями. Отец ушел из семьи, когда мальчику было 8 лет. Впечатления детства, осложненного семейной драмой, душевной болезнью матери, оставят свой след в творчестве драматурга.
Юный Арбузов приобщался к театру последовательно и активно — сначала как статист на оперной сцене, затем как актер и режиссер (после окончания театральной студии П.П. Гайдебурова) и, наконец, как автор театрализованных газет, агитпредставлений и т.п. Секреты театра он познал раньше, чем научился писать пьесы. Первым драматургическим опытом Арбузова была пьеса «Класс», поставленная Красным театром в Ленинграде (1931). Спектакль закончился полным провалом, но это не остановило молодого автора. В начале 1930-х он переехал в Москву, где стал завлитом пролеткультовского Театра малых форм. Появление горьковского «Егора Булычова», по признанию Арбузова, побудило его расстаться с агиттеатром и «вернуться к психологии человека и его душе».
Успех пришел к Арбузову вместе с лирической комедией «Шестеро любимых» (1934). Предназначенная для сельской самодеятельности, она — неожиданно для автора — была поставлена во многих театрах страны. Комедия «Дальняя дорога» (1935) впервые выявила существенные черты творческой индивидуальности Арбузова. Заглавие пьесы выражало характерный для писателя мотив странствий, «дальней дороги» как манящего и исцеляющего средства для его героев. В этой бодрой и веселой комедии о юных строителях московского метро неожиданно возникала, однако, тревожная нота, связанная с темой одиночества (образ Лили Брегман). Эта тема станет одной из «сквозных» в творчестве писателя.
В полную силу талант Арбузова проявился в драме «Таня» (1938) — наиболее репертуарной его пьесе, сделавшей имя автора широко известным. Замысел ее возник, по словам Арбузова, из обычного желания предостеречь от бед близких ему людей. Рожденная эпохой 1930-х, данная пьеса Арбузова утверждала права и значимость т.н. «личной» темы, заметно потесненной в литературе тех лет проблемами «социальными», «производственными» и т.п. Автору «Тани» приходилось выслушивать немало упреков в пристрастии к «камерности» и «сентиментальности». Именно тогда зародилась у Арбузова полемическая мысль о том, что «на двадцати страничках «Бедной Лизы» Карамзина уместилась по существу вся русская литература XIX века». Эта мысль многое проясняет в позиции драматурга. Независимо от колебаний литературно-политического маятника, он сохранил интерес к сложной и тонкой сфере человеческих чувств на протяжении всей своей творческой жизни.
Не менее характерен для Арбузова и постоянный поиск продуктивных форм взаимодействия литературы и театра.
В 1938 он вместе с режиссером В. Плучеком организовал Московскую театральную студию с целью создания современного спектакля коллективными усилиями творческой молодежи. То, что рождалось из импровизаций на репетициях, Арбузов обрабатывал и превращал в текст пьесы. Так появилась романтическая хроника об истории строительства молодого города в дальневосточной тайге — «Город на заре» (1940, новая ред.— 1957). Она была поставлена студийцами в феврале 1941 и тепло принята зрителями. Арбузовская студия имела государственный статус и с началом войны превратилась во фронтовой театр. След, оставленный ею, не пропал: на подобных студийных принципах возникли позднее московский театр «Современник», а также многие нынешние театральные коллективы. Новым детищем Арбузова явилась студия молодых драматургов, которой он руководил в последнее десятилетие своей жизни.
В годы войны с фашизмом Арбузов обратился к жанру, казалось бы, наименее отвечающему духу времени, — мелодраме. Пьеса «Домик на окраине» (первоначальное название «Домик в Черкизове», 1943) воспроизводила чеховскую ситуацию трех сестер (Вера, Надежда, Любовь) в условиях тыловой жизни периода войны. Она породила стойкие упреки по адресу Арбузова в «театральщине», в тяготении к «трогательным» и «жалостным» сценам и т.п. При этом за личные слабости драматурга выдавались порой особенности избранного им жанра. Не учитывалось, в частности, что мелодрама органично соответствовала природе таланта Арбузова, о чем свидетельствовали и более поздние его пьесы: «Потерянный сын» (1961), «Ожидание» (1976), «Жестокие игры» (1978) и др. Даже те немногие отрицательные герои, которые встречаются в его пьесах (Аграновский в «Городе на заре», Молодцов в «Потерянном сыне», Королевич из «Выбора», 1971), не дотягивают до уровня таких отрицательных героев, которые были бы способны существенно повлиять на развитие драматического действия. Это связано с особенностями мироощущения писателя, воспринимавшего любого человека с «оптимистической предпосылкой» и потому сознательно избегавшего деления своих персонажей на «хороших» и «плохих». После «Тани» Арбузов видел свою задачу в том, чтобы не обвинять героя, а объяснять его. Он считал, что «самые интересные схватки, которые могут быть в пьесе, — это схватки героя с самим собой».
Эти творческие принципы наиболее отчетливо воплотились в драме Арбузова «Годы странствий» (1950, опубл. в 1954). Публикация «Годов странствий» и постановка их на сцене совпали по времени с дискуссией об «идеальном герое», развернувшейся на страницах газет и журналов. Автор пьесы сознательно ломал привычные схемы и стереотипы в литературе, но освободиться от них до конца все же не смог. В финальной сцене он прибегал к излюбленному, не раз испытанному приему — отправлял своих героев в дальние северные или сибирские края для духовного «очищения» и возмужания.
Изменения во внутреннем мире молодого современника продолжали волновать Арбузова и в драме «Иркутская история» (1959). Действие драмы основано на борьбе за подлинность чувств, красоту и правду человеческих отношений. Сочетание яркой театральности, публицистичности и психологизма в «Иркутской истории» позволило ее автору избежать «камерности» и выйти к форме «открытой» драмы.
После «Иркутской истории» Арбузов написал немало пьес, большинство из которых так или иначе варьируют его излюбленные темы и мотивы. С годами писатель становился мудрее, и это побуждало его к переосмыслению некоторых проблем, затронутых им ранее. Знакомая по «Иркутской истории» ситуация (она любит его, но выходит замуж за другого), хотя и в иных исторических обстоятельствах, воспроизведена Арбузовым в «Моем бедном Марате» (1964). Судьбы Марата, Лики и Леонидика, прошедших через войну, внешне складываются как будто благополучно. Но душевные неурядицы и тревоги преследуют их и спустя много лет после блокады и фронта.
Своеобразным продолжением судьбы Ведерникова на новом этапе явилась драма Арбузова «Счастливые дни несчастливого человека» (1968). Герой ее, молодой врач Крестовников, со временем многого достиг в научной карьере, но немало потерял в своем нравственном облике и остался, в сущности, одиноким человеком.
Целый ряд пьес Арбузова 1970-х связан с темой восприятия человеком приближающейся или уже настигшей его старости: «Сказки старого Арбата» (1970), «В этом милом, старом доме» (1971), «Старомодная комедия» (1975).
Ориентация преимущественно на служебный успех, деловитость, сугубо рационалистический образ жизни за счет утраты любви и материнства как основы женского счастья тревожила Арбузова и в пьесе «Победительница» (1983). Предостережением в этом смысле прозвучала и последняя драма Арбузова с выразительным заглавием «Виноватые» (1985), где центральное место занимает проблема личной вины матери за судьбу когда-то брошенного ею сына. Действие пьесы развертывается как выявление печальных, хотя и отдаленных по времени, последствий этого факта. Писатель исходил из мысли о семье, годах детства как ничем не заменимой предпосылке нравственного и душевного здоровья человека и общества в целом.
Пьесы Арбузова ставились на театральных сценах Англии, США, Канады, Франции, Германии, Бельгии, Японии, Индии, Скандинавских стран и стран Латинской Америки. За рубежом его воспринимают как «естественного преемника Чехова».
Алексей Арбузов умер 20 апреля 1986 года. Похоронен в Москве.
- система удержания детей i size mercedes что это
- а невский краткая биография для детей
Алексей Николаевич Арбузов | |
Дата рождения: |
---|