angry birds история создания
История успеха: Rovio, компания подарившая миру злых птичек
На дворе был 2003-й год. Ежегодная игровая конференция Assembly, проходящая в Финляндии, всегда была маленькой кузницей будущего финской игровой индустрии. Заручившись финансовой поддержкой Nokia и HP, площадка собирала огромное количество геймеров, разработчиков и киберспортсменов под своей крышей. Этот год был примечателен тем, что трое студентов из Хельсинкского технологического университета решили поучаствовать в конкурсе по разработке мобильных игр.
Бдительный читатель сразу сопоставит 2003 год и развитие мобильной индустрии того времени. Айфоном ещё и не пахнет, какие, к чёрту, мобильные игры? В те далёкие времена балом правили продукты написанные на java (j2me) под кнопочные телефоны, Nokia была сильна как никогда, трава была зеленее… ну, вы поняли. Трио будущих финских миллионеров тогда всех удивили выпустив на конкурс не просто хорошую игру, а хорошую игру с мультиплеером!
King of the Cabbage World можно смело считать первым коммерческим успехом Rovio. Геймплей был незатейливым, но очень затягивающим. Два крота делят между собой хозяйскую грядку, аки ребята в кожанках из бандитского Петербурга. Игра позволяла лазить по подземным проходам и подбирать разные овощи, которые служат местным боезапасом.. Снарядившись морковкой, луком и капусткой игроку в теле крота предлагается уничтожить оппонента и стать полноправным королём огорода. Игра моментально стала хитом и была в дальнейшем продана компании Sumea, а ребята открыли свою первую студию по разработке мобильных игр Relude.
До того, чтобы дорасти до создания Angry Bird, нам понадобилось 6 лет и 51 выпущенная игра
В декабре 2009-ого Angry Birds выходит в AppStore и сразу улетает в топы Финляндии, но на самом сладком американском рынке игру даже не заметили. Руководство Rovio моментально реагируют на ситуацию и начинают сотрудничать с крупным издателем Chillingo.
Почувствовав силу своей франшизы, создателей злых птиц было уже не остановить. За всё время существования бренда птицы побывали и в космосе, и в антураже Star Wars, даже с трансформерами была коллаборация! Rovio прекрасно понимали, что пока их главный хит на коне, надо его доить по полной программе, но и о новых проектах не забывать.
В том же 2012-м финский игровой гигант заявил о начале работы над фильмом по вселенной Angry Birds. На пост исполнительного продюсера моментально был приглашен Дэвид Майзел (Marvel Studios). Глобальная сеть отнеслась достаточно скептически к идее перенести стрельбу птицами на большой экран. Но, шутки шутками, а в 2016-м году кинотеатры начинают показ “Angry Birds в кино” и приносят в копилку Rovio и Sony 350 млн при бюджете в 70. На Rotten Tomatoes фильм незаслуженно получил 44%, хотя у Sony получилась цельная, интересная и красочная история о противостоянии злых птичек и вороватых свиней.
Rovio пришлось открыть более 100 легальных магазинов по продаже мерчанта в Китае, чтобы хоть как-то бороться с пиратством
Переход на freemium модель коснулся и второй части злых птичек, что вызвало активные фекальные бурления вокруг франшизы. Сама игра была сделана просто превосходно: добавлены новые персонажи, заклинания, режимы, улучшена графика, геймплей стал более живым и интересным, но история с тем, что у игрока теперь есть система жизней, которые всё время заканчиваются, всем не давала спокойно спать. Финны, которые страдали от финансовых проблем, просто не могли позволить себе разгульную жизнь с рекламной монетизацией. После релиза второй части дела у Rovio стали немного лучше, компания была готова к новому рывку!
Новая игра неплохо зашла на рынок, но положение главы игрового подразделения Rovio это не спасло. Финансовые прогнозы за 2017 год оказались ниже, чем того ожидали аналитики и Вильгельму Тату пришлось уйти из компании. Далее последовало закрытие дочерней студии в Лондоне.
К сожалению, текущее состояние компании выглядит не очень оптимистично. Больше половины прибыли Rovio получает только с одной игры и это, кто бы мог подумать, Angry Birds 2. Все остальные проекты хоть и имеют достаточно внушительное кол-во установок, так и не смогли стать новым финансовым локомотивом. В 2019 году финны обещают нам вторую часть фильма Angry Birds и этих же птичек, только в VR. Прошло ровно 10 лет с запуска их единственного хита, а воз и ныне там, ставка снова делается на злых птичек, правда они уже не в силах прокормить Rovio на таком конкурентном рынке.
Удивительная история создания игры Angry Birds
Как зародилась идея самой популярной мобильной игры современности
Если даже вы не играли в Angry Birds, то наверняка слышали об этой игре. Казалось бы, ничего особенного — принцип знакомых всем с детства «городков», но всего за пару лет она стала самой популярной игрой в мире, а к настоящему времени количество ее скачиваний уже превысило 1 миллиард. Рассказываем, как разработчикам, выпустившим более полусотни провальных игр, удалось додуматься до героев, покоривших весь мир.
Провал за провалом
В 2005 году несколько финских студентов-друзей, вдохновленных победой на конкурсе мобильных приложений, организованном компанией Nokia, основали компанию Rovio Mobile. Они хотели создавать игры для мобильных телефонов, но в итоге просто переводили популярные игры в java-версии, поскольку их собственные разработки были никому не интересны.
За 5 лет студия Rovio Mobile создала 51 игру, некоторые из них по заказу Nokia, но ни одна из них не вышла в топ. Единственным более-менее успешным проектом компании была игра с шариками, собравшая около 2 миллионов скачиваний.
В конце 2000-х на волне растущего спроса на iPhone и другие смартфоны с тачскрином студия решила переквалифицироваться на этот рынок. Но проблема заключалась в том, что создание таких игр стоило куда дороже, чем для привычных кнопочных мобильников, а денег у Rovio Mobile на тот момент почти не было. На счету компании оставалось порядка 40 тысяч евро — этого могло хватить всего на одну игру, а дальше: либо пан, либо пропал…
Почему именно птицы
Первым делом необходимо было определиться с главным героем будущей игры. Проанализировав статистику AppStore, разработчики пришли к выводу, что именно главные герои определяют успех игры. Однако в итоге птички появились практически случайно — дело в том, что главный дизайнер Rovio Mobile просто любил рисовать птичек. Однажды он решил поэкспериментировать с формой, сделав стайку птиц толстыми и бескрылыми, как пингвины.
Наброски безумно понравились всей команде. По мнению разработчиков, они вызывали одновременно и симпатию, и недоумение: «почему эти птицы выглядят так странно?». Чтобы усилить странность, вскоре было решено покрасить птичек в красный.
Почему именно свиньи
Определившись с персонажами, компания стала думать над механикой будущей игры. Лучшей идеей оказалась вариация классических «городков», в которой птицы будут сбивать хитровыстроенные препятствия. Вот только возникал вопрос: зачем им это делать? Тогда было решено найти птицам оппонентов, с которыми они будут вести войну.
Темную сторону должен был занять кто-то, вызывающий у всех откровенную антипатию. После недолгих раздумий выбор пал на свиней. Помимо всеобщего отношения к свиньям как к грязным животным, в то время в мире как раз бушевал свиной грипп, и выбор этих персонажей стал своеобразной отсылкой к нему. Именно поэтому свиньи в игре зеленые и имеют болезненный вид. Ну а злость птичек разработчики обосновали тем, что свиньи похищали их яйца, чтобы накормить яичницей свиного короля.
Все своими силами
Доведение игры до ума заняло около восьми месяцев. Из-за нехватки средств многие статьи расходов пришлось сократить. Так, у компании не было денег на озвучку, и для записи звуков, которые будут издавать герои, разработчики просто напились и начали хрюкать в микрофон.
На фокус-группы денег также не хватило, поэтому тестированием Angry Birds занимались родственники и друзья команды. Главный исполнительный директор Rovio Никлас Хед рассказывал, как дал поиграть в Angry Birds своей маме, на дух не переносившей мобильные игры. Он думал, что она отложит игрушку в сторону через пять минут, но спустя час она все еще продолжала играть.
10 декабря 2009 года Angry Birds появилась в AppStore и уже к первой годовщине была установлена на 50 млн смартфонов. Ее появления на Android ждали больше, чем любую другую в игру в истории, и за первые же сутки после выхода ее скачали более миллиона раз. Больше разработчики Rovio Mobile уже никогда не нуждались в средствах.
Angry Birds – мировой феномен. Птиц придумали благодаря свиному гриппу и запускали на орбиту Земли
Ностальгия по великим и очень злым птицам.
Более 10 лет назад на свет появилась Angry Birds – один из первых мегахитов эпохи сенсорных смартфонов. Он запустил гигантскую международную франшизу, включающую даже полнометражные экранизации и парки развлечений.
Вспоминаем, как игра про стрельбу злыми птицами из рогаток стала достоянием Финляндии.
Angry Birds началась с детского рисунка разработчика
У финской студии Rovio, основанной за 6 лет до появления «Птиц», в начале нулевых были финансовые трудности. Компания специализировалась на java-играх и работала скорее в убыток. Когда руководство хотело ворваться на стремительно растущий рынок App Store, денег хватало на создание только одной игры.
Идею предложил геймдизайнер Яакко Иисало. Скучая дома и проводя время за видеоиграми, он придумал визуальный концепт. Открыв Photoshop, Иисало нарисовал толстеньких мультяшных птиц без конечностей и с хмурыми бровями, которые летят в некие блоки. Тогда еще было непонятно, в чем заключается геймплей игры, но руководству понравился визуальный стиль и персонажи – началось производство.
Также в прототипах не было рогатки, поэтому птиц буквально приходилось швырять пальцами. Большинство тестеров идею не поняли, остальным она просто не понравилась. Затем студия экспериментировала с качелями и даже катапультой – игру собирались назвать Catapult. В итоге выбрали самый очевидный вариант с рогаткой, поскольку она лучше всего подсказывала игроку, что от него требуется.
Хоть изначально у Angry Birds не было сюжета как такового, игре требовался антагонист – ими стали зеленые свиньи. Как ни странно, их Иисало придумал спонтанно: нарисовал первое, что пришло в голову, после чего раскрасил зеленым цветом. Он дополнял красный цвет, который символизирует лидера птиц Рэда.
Важный нюанс: пройти уровни легко, но вот заработать максимальные три звезды за выполнение всех условий смогут только опытные игроки. Таким образом Rovio сделала гибкую сложность, позволив игрокам как бы самим выставлять себе требования. Возможность выполнить все дополнительные испытания, понятное дело, соблазняла – даже если для этого уровень придется перезапустить несколько раз.
Миссия с вертолетиком в GTA: Vice City – самое ненавистное и мемное задание в истории видеоигр
Главное, что у Angry Birds были все качества уверенного флагманского проекта: не требующая объяснений механика, популярный в то время упор на взаимодействия с физикой и яркая визуальная составляющая. К тому же игра отлично подходила для сенсорного управления одним пальцем, а из Рэда вышла идеальная иконка приложения.
«Птицы» взлетели не сразу, из-за них у домохозяек горела еда в духовке
В первые месяцы игра стала довольно популярной в Финляндии и некоторых странах Европы, ежедневно разработчики получали 30-40 тысяч загрузок (а значит, проданных копий) – результат умеренно положительный, но не взрывной. В студии есть байка (а может, и реальная история), что за несколько месяцев медленного старта команда почти потеряла веру в проект. Примерно в то же время мама одного из разработчиков случайно сожгла индейку в духовке, потому что слишком увлеклась прохождением Angry Birds – тогда авторы поняли, что не все потеряно.
15 октября 2010 года игра вышла на Android, за первые дни получила несколько миллионов скачиваний – оглушительный успех. Спустя еще год прибыль от Angry Birds достигла 50 миллионов евро.
Rovio постоянно развивала проект. Изначально в игре было всего 63 уровня, но после многочисленных обновлений с новыми эпизодами число миссий выросло до 598. Параллельно игра выходила на все новых платформах, начиная от всех актуальных мобильных устройств и заканчивая PC и домашними игровыми консолями вроде Xbox 360 и Wii.
В Angry Birds играли даже космонавты NASA на орбите Земли
В наполеоновских бизнес-планах на франшизу финны ориентировались на Nintendo, намереваясь сделать будущий проект не просто хитом, а частью геймерской культурой.
Сейчас по франшизе вышло уже 25 игр, и далеко не все из них физические головоломки.
Например, были RPG: более классическая Angry Birds Epic и гибрид ролевой игры и головоломки «три-в-ряд» Angry Birds Fight!.
Кроме того, был баббл-шутер Angry Birds POP:
Погорский вернулся на мид. Сделал ультракилл и слил тонну каток
И даже полноценный 3D-картинг Angry Birds Go!
Были и более классические спин-оффы: Angry Birds Rio, Angry Birds Star Wars (и сиквел) и Angry Birds Space. Для последней игры Rovio заключила сотрудничество с NASA: запуск игры отмечали космонавты на орбите Земли – это единственный подобный случай.
Самое оригинальное ответвление серии – Bad Piggies. В этой игре героями становятся те самые зеленые свинки, а вместо разрушения крепостей нужно строить транспортные средства из различных запчастей, чтобы свиньи могли достигнуть пункта назначения.
Rovio так увлеклась кроссоверами, ответвлениями и обновлением классической игры, что полноценное продолжение, Angry Birds 2, вышло только 30 июля 2015 года. За 6 лет бренд не стух: в первые дни игру скачали 30 миллионов раз.
Многие признавались в зависимости к игре: например, бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, бывший министр обороны США Дик Чейни, игрок NBA Кевин Дюрант, актер Джон Хэмм, Джастин Бибер и не только.
Профессор психологии Марк Гриффитс объяснил, почему Angry Birds так затягивает:
«Поражения по факту воспринимаются почти-победами и вызывают когнитивную фрустрацию. Единственный способ избавиться от этого неприятного чувства – сыграть заново».
Иными словами, Angry Birds работает как азартные игры, хотя игроку и не нужно делать ставок.
Финны производят мерч так же агрессивно как Disney
В играх Rovio подсматривала стратегию Nintendo, а глобально училась у магнатов вроде Disney и Coca-Cola. То есть изначально хотела сделать но только успешный продукт (игру), но и раскрутить его до вездесущей франшизы. С мерчем, мультфильмами и всем-всем-всем. Компания верила, что Рэд станет таким же популярным и прибыльным персонажем, как Микки Маус.
Параллельно с релизом игр компания выпускала мультсериалы про тех же птиц. Там историю о «хороших птицах и злых свиньях» развили до более-менее внятного сюжета. У птиц появились личности (желтый, Чак, боится молний, а Матильда обо всех заботится), а еще выяснилось, что свиньи – не такие уж злодеи. Просто они живут на одном маленьком острове с птицами и хотят кушать, а ничего питательнее яиц найти не могут.
В 2012 году финский парк развлечений Sarkanniemi открыл большую зону Angry Birds Land.
В Китае официального парка по игре не было, зато там появился аттракцион: посетителям нужно было выстреливать игрушечными птицами из гигантских рогаток, целясь в большие надувные шары.
В Малайзии открылся целый развлекательный комплекс Angry Birds Activity Park, где в том числе можно покататься на картах.
Канадский технический музей TELUS World of Science в 2016 году добавил целую серию экспонатов, демонстрирующих творческие и научные корни игры. Посетители могли выстрелить из гигантской рогатки в собственноручно построенный форт из пенопластовых блоков, собрать радиоуправляемую машинку для гонки и даже «стать птицей», врезавшись в пенопластовую конструкцию на тарзанке. Были и регулярные доклады о связи Angry Birds с базовой физикой.
В 2014 году Rovio заключила контракт с крупным издательством IDW Publishing, чтобы выпустить комикс про злых птиц. Даже у этой серии появился собственный комикс-спин-офф Super Angry Birds, в котором птицы превратились в супергероев с антропоморфными накачанными телами.
Еще в начале 10-х финская компания по производству напитков Olvi выпустила серию газировок с персонажами игры. Всего было 6 вкусов, по каждому на птицу: Tropic, Paradise, Lagoon, Comet, Sunrise, Amazon. Все, кроме последних двух, продавались и в России. Как и в случае с переживающей кризис Rovio, газировки «Птиц» дали огромный буст стагнирующему концерну.
В 2016 году Angry Birds добрались до кинотеатров. Полнометражная экранизация стоила 75 миллионов долларов, собрала в мире 350 миллионов и получила сиквел. Вместе с тем «Птицы» получили очередное достижение – по ним вышла серия конструкторов LEGO.
Теперь Angry Birds точно можно считать вездесущей. В конце-концов, серию упоминают как часть современной культуры, а ее герои даже появились в одном из эпизодов «Симпсонов».
Сейчас Angry Birds уже не такой гиперхит как 10 лет назад, но игры все еще обновляются и держатся в топ-200 App Store. Суммарно «Злых птиц» скачали 4 миллиарда раз – с такими достижениями плавно уходить на отдых все-таки не стыдно.
Кроме невероятных цифр Rovio, в которой еще в 2010 году работало всего 28 человек, получила мало с чем сравнимое признание. Разработчиков из студии финны считают чуть ли не знаменитостями, в Финляндии Angry Birds гордятся так же, как украинцы серией S.T.A.L.K.E.R. Компания до сих пор развивается за счет тех же «Птиц»: в первом квартале 2020-го прибыль Rovio выросла до 13 миллионов евро (на 19.6%), в штате уже более 400 сотрудников.
Даже Сигеру Миямото, автор The Legend of Zelda, Super Mario Bros., Donkey Kong и прочих вечных хитов признал, что хотел бы быть тем, кто придумал Angry Birds. Похоже, Злые птицы стали для мобилок такой же иконой как водопроводчик Марио для консолей.
История создания Angry Birds (4 фото)
Мало кто знает, но у Rovio ушло 8 лет и 51 попытка на создание успешной игры. В 2003 году 29-летний программист Никлас Хэд выиграл конкурс в Хельсинском университете на создание многопользовательской мобильной игры для одного из самых первых смартфонов Nokia.
Однако первый концепт этих героев был сделан другим сотрудником Rovio — главным дизайнером Jaakko Iisalo
Как-то, оставшись дома наедине с самим собой, он начал экспериментировать с формой новых персонажей. В Photoshop нарисовал стайку птиц, попробовал сделать их пузатыми.
Интересный факт — по словам самого Jaakko Iisalo, в самом-самом первом варианте у птиц отсутствовали не только крылья, но и клювы. В первых концептах игры не было и свинок, идея их вставить пришла чуть позже.
Как вспоминал один из «ровийцев», Вилле Хейяре, первые «птички» появились в начале 2009 года. Тогда Яакко Иисало предложил примерно тридцать разных идей для игры. Разработчики, которых тогда, кстати, было всего четверо, сразу же выбрали птиц.
Эти нелепые бескрылые создания сразу вызвали всеобщую любовь. Однако первый концепт этих героев был сделан другим сотрудником Rovio — главным дизайнером Jaakko Iisalo
Следующим ключевым решением было то, что птицы стали красного цвета.
Чуть дольше заняло обсуждение механики: в итоге игра стала своеобразной вариацией на тему «городков».
Но «просто городки» показались разработчикам слишком скучными. У ярких красных птиц должны быть не менее яркие противники.
Изобрести их помогла бушевавшая тогда эпидемия свиного гриппа: благодаря ей и появились на свет болезненного вида зеленые поросята.
Кстати, озвучили их сами «ровийцы». Они взяли в проект Ари Пулккинена и поручили ему работу со звуком.
Ари понял их по-своему: однажды он пришел в студию с ящиком пива и микрофоном и заставил разработчиков хрюкать в микрофон. Именно эти звуки теперь издают поросята в игре.
На доведение проекта до ума ушло примерно восемь месяцев.
Удивительная история создания игры Angry Birds
Если даже вы не играли в Angry Birds, то наверняка слышали об этой игре. Казалось бы, ничего особенного — принцип знакомых всем с детства «городков», но всего за пару лет она стала самой популярной игрой в мире, а к настоящему времени количество ее скачиваний уже превысило 1 миллиард. Рассказываем, как разработчикам, выпустившим более полусотни провальных игр, удалось додуматься до героев, покоривших весь мир.
Провал за провалом
В 2005 году несколько финских студентов-друзей, вдохновленных победой на конкурсе мобильных приложений, организованном компанией Nokia, основали компанию Rovio Mobile. Они хотели создавать игры для мобильных телефонов, но в итоге просто переводили популярные игры в java-версии, поскольку их собственные разработки были никому не интересны.
За 5 лет студия Rovio Mobile создала 51 игру, некоторые из них по заказу Nokia, но ни одна из них не вышла в топ. Единственным более-менее успешным проектом компании была игра с шариками, собравшая около 2 миллионов скачиваний.
В конце 2000-х на волне растущего спроса на iPhone и другие смартфоны с тачскрином студия решила переквалифицироваться на этот рынок. Но проблема заключалась в том, что создание таких игр стоило куда дороже, чем для привычных кнопочных мобильников, а денег у Rovio Mobile на тот момент почти не было. На счету компании оставалось порядка 40 тысяч евро — этого могло хватить всего на одну игру, а дальше: либо пан, либо пропал…
Почему именно птицы
Первым делом необходимо было определиться с главным героем будущей игры. Проанализировав статистику AppStore, разработчики пришли к выводу, что именно главные герои определяют успех игры. Однако в итоге птички появились практически случайно — дело в том, что главный дизайнер Rovio Mobile просто любил рисовать птичек. Однажды он решил поэкспериментировать с формой, сделав стайку птиц толстыми и бескрылыми, как пингвины.
Наброски безумно понравились всей команде. По мнению разработчиков, они вызывали одновременно и симпатию, и недоумение: «почему эти птицы выглядят так странно?». Чтобы усилить странность, вскоре было решено покрасить птичек в красный.
Почему именно свиньи
Определившись с персонажами, компания стала думать над механикой будущей игры. Лучшей идеей оказалась вариация классических «городков», в которой птицы будут сбивать хитровыстроенные препятствия. Вот только возникал вопрос: зачем им это делать? Тогда было решено найти птицам оппонентов, с которыми они будут вести войну.
Темную сторону должен был занять кто-то, вызывающий у всех откровенную антипатию. После недолгих раздумий выбор пал на свиней. Помимо всеобщего отношения к свиньям как к грязным животным, в то время в мире как раз бушевал свиной грипп, и выбор этих персонажей стал своеобразной отсылкой к нему. Именно поэтому свиньи в игре зеленые и имеют болезненный вид. Ну а злость птичек разработчики обосновали тем, что свиньи похищали их яйца, чтобы накормить яичницей свиного короля.
Все своими силами
Доведение игры до ума заняло около восьми месяцев. Из-за нехватки средств многие статьи расходов пришлось сократить. Так, у компании не было денег на озвучку, и для записи звуков, которые будут издавать герои, разработчики просто напились и начали хрюкать в микрофон.
На фокус-группы денег также не хватило, поэтому тестированием Angry Birds занимались родственники и друзья команды. Главный исполнительный директор Rovio Никлас Хед рассказывал, как дал поиграть в Angry Birds своей маме, на дух не переносившей мобильные игры. Он думал, что она отложит игрушку в сторону через пять минут, но спустя час она все еще продолжала играть.
10 декабря 2009 года Angry Birds появилась в AppStore и уже к первой годовщине была установлена на 50 млн смартфонов. Ее появления на Android ждали больше, чем любую другую в игру в истории, и за первые же сутки после выхода ее скачали более миллиона раз. Больше разработчики Rovio Mobile уже никогда не нуждались в средствах.